Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга Принята на Педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023г Утверждена: Заведующий ГБДОУ №42 ________________/Е.А.Куликовская/ Приказ № 41 от «30» августа 2023г. Куликовская Елена Анатольевна C=RO, OU=заведующий, O=ГБДОУ 42, CN=Куликовская Елена Анатольевна, E=dou.42@yandex.ru я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Санкт -Петербург 2023.09.01 18:59: 34+03'00' Дополнительная общеразвивающаяпрограмма «Говорушки» Срок освоения программы: 56 часов Возраст обучающихся: 3-4лет Составитель Беляева Ирина Анатольевна Педагог дополнительного образования 1. Пояснительная записка Направленность- социально-гуманитарная. Актуальность реализации данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками. Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно. Адресат: обучающиеся в возрасте 3-4 года. Уровень освоения программы: общекультурный Объем и срок освоения:56 академических часов (где один академический час равен 15 минут для учащихся младшего возраста (3-4 года). Цель программы совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий. Задачи: Обучающие: -Формировать и развивать речевую активность, фразовую и связную речь, обогащать словарный запас, грамматический строй речи. -Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные). -Научить выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции. -Развить графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму. Развивающие: -Развить мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики, обучить навыку самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д. - Формировать и развивать основные движения органов речи у детей (язык, челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики. -Способствовать развитию фонематического слуха: способность дифференцировать звуки; -Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей. Воспитательные: -Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми. -Формировать мотивацию к познавательной деятельности. 2 Планируемые результаты освоения: - развитие речевой активности, увеличение словарного запаса - развитие коммуникативных навыков - развитие выразительности речи, умения владеть голосом - коррекция звуковой стороны речи детей 3-4 лет - выработана четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). - нормализация дыхания: нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. - развитие мелкой моторики рук, выработка ловкости и умение управлять своими движениями. Организационно-педагогические условия реализации Язык реализации программы - русский язык. Форма обучения – очная. Условия набора. Формирование групп одного возраста осуществляется в сентябре учебного года по заявлению родителей (законных представителей). Допускается дополнительный набор всех желающих на основании договора с родителями (законными представителями) воспитанников при наличии свободных мест вгруппе. Количество детей в группе: не более 10 -12 человек Условия формирования групп: все желающие учащиеся ГБДОУ №42 3-4 лет с возможностью добора детей в группу на место выбывших обучающихся. Занятия проводятся с октября по апрель два раза в неделю во второй половине дня. Кадровые условия реализации программы – педагог дополнительного образования по социально-гуманитарному направлению. Форма организации и проведения занятий: Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы занятия: Игровая ситуация Дидактическая игра Проблемная ситуация Рассматривание презентаций, иллюстраций Конструирование Исследовательская деятельность Интегративная деятельность Форма организации деятельности обучающихся на занятии: Групповые (подгрупповые), включающие в себя совместные действия, общение, взаимопомощь в малых подгруппах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач. индивидуальные, организуется для работы с одаренными детьми, для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся. Особенности организации образовательного процесса: Важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности, обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными, творческими видами деятельности. Педагог создает условия для организации всех видов детской деятельности по интересам и желанию детей. При реализации Программы педагог: продумывает условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка; осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; 3 сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей; планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире; наблюдает, как развивается самостоятельность ребенка и взаимоотношения детей; сотрудничает с родителями. Модели организации образовательного процесса при реализации Программы: Образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми. Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие мероприятия, проектная деятельность. Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации всех видов детской деятельности по интересам и желанию детей. Кадровое обеспечение реализации программы: Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий профессиональное педагогическое образование. Материально-техническое обеспечение программы: Групповое помещение (кабинет) Проектор, доска Столы, стулья (по росту и количеству детей) Природные материалы Наглядные дидактические пособия и игрушки Счетные палочки 4 2.Учебный план для учащихся 3-4 лет № Название раздела, Количество часов п/п темы Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 1 0,5 0,5 Пед.наблюдение 2 Золотой дождик 3 1 2 Пед.наблюдение 3 Запасы витаминов 2 0,5 1,5 Пед.наблюдение 4 Фрукты 2 1 1 Пед.наблюдение 5 Грибы и ягоды 4 2 2 Пед.наблюдение 6 Игрушки 2 0,5 1,5 Пед.наблюдение 7 Домашние животные 2 1 1 Пед.наблюдение 8 Дикие животные 2 1 1 Пед.наблюдение 9 Домашние птицы 2 1 1 Пед.наблюдение 10 Зимушка 2 1 1 Пед.наблюдение 11 В гости к морозу Погуляем?! Деду 2 1 1 Пед.наблюдение 4 1 3 Пед.наблюдение 1 1 Пед.наблюдение 14 Правила дорожного 2 движения Мебель 2 1 1 Пед.наблюдение 15 Помощники на кухне 4 1 3 Пед.наблюдение 16 Защитники Родины 2 1 1 Пед.наблюдение 17 Весна пришла! 2 1 1 Пед.наблюдение 18 Самые любимые 2 1 1 Пед.наблюдение 19 Цветы? Цветы! 2 1 1 Пед.наблюдение 20 Перелетные птицы 2 1 1 Пед.наблюдение 21 1 1 Пед.наблюдение 22 Мы едем, едем, едем 2 … Что там, выше неба? 2 1 1 Пед.наблюдение 23 Что там, под водой? 2 1 1 Пед.наблюдение 24 Малыши в траве 2 1 1 Пед.наблюдение 25 Контрольные и итоговые занятия Всего 2 0,5 1,5 Пед.наблюдение, игры. 56 24 32 12 13 Формы контроля 5 3.Календарныйучебныйграфик Возраст 3-4 лет Дата начала Дата Колиество обучения по окончанияоб учебных программе учения по недель программе 01.10.2020 30.04.2021 28 Количество Всего учебных учебныхчас дней ов 56 56 Режимзаняти й (15 минут) 2 раз в неделю 4. Рабочая программа для учащихся 3-4 лет Задачи: 1) Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти с использованием предметов, картинок, геометрических фигур, неречевых звуков и слов и пр. 2) Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики. Развитие кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции. Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Развитие кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов. Развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции. 3) Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия. Формирование понятий «громкое», «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. 4) Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия. Формировать умение распознавать звуки. Обучать детей умению правильно слушать и слышать речевой материал. 5) Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им. 6) Формирование связной речи. Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?). Развивать умение самостоятельно формулировать вопросы (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?). Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). 7) Развитие фонетической стороны речи. Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной 6 речевой деятельности. 8) Развитие движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений. Формирование диафрагмального физиологического дыхания. Планируемые результаты: В конце цикла занятий у детей должна выработаться: • Четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). • Сформирована связная речь (может задать простой вопрос, составить простое предложение). • Развито умение распознавать звуки различной направленности. • Развито умение владеть голосом. • Сформирован навык слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия. • Нормализовано дыхания: его ритм, выработан плавный, длительный, экономный выдох. • Развита мелкая моторика рук, выработана ловкость и умение управлять своими движениями. Особенности организации образовательного процесса. Формы работы: групповое занятие, в группе не более 10 -12 человек. Продолжительность занятий: - 15 минут (1 академический час равен 15 минутам) для детей 3-4 лет; (в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями) Для качественного развития детей программой предусмотрено: • возможность выбора дидактических игр. • возможность выбора игрового материала • приобретение опыта речевой деятельности на занятиях. • развитие воображения и фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых минутах занятия, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие подведением итогов, полученных знаний. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, когда педагог вместе с обучающимися выполняет упражнения, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения упражнений, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области. 7 Содержание программы 3-4 лет 1. Тема Вводное занятие. 2. 3. 4. Золотой дождик Листопад Шуршунчики 5. 6. Запасы витаминов Урожай на грядке 7. 8. Фрукты Сладкие витамины 9. Грибы и ягоды 10. Грибное лукошко 11. Ягодное лукошко 12. Белочкина столовая Содержание занятия Теория: Формировать интерес к общению, способности рассказать о себе и развить интерес к другим детям. Знакомство с многообразием слов приветствия. Показ графического изображения буквы А и ее пропевание. Практика: Игра «Скажи громко как тебя зовут», «Соедини правильно». Раскрашивание предметов.Речевая игра: «Сказка о Веселом язычке». Называние слов: «приветствия», «вежливых» и т. д. Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Знакомство с многообразием деревьев и листьев. Рассматривание иллюстрации «Дети в парке собирают букет из листьев». Показ листьев, их узнавание и называние. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука А. Практика: Речевые игры: «Эхо в горах», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Раскрашивание осенних листьев. Артикуляционное упражнение «Птенчик». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Закрепление знаний об овощах. Рассматривание натуральных овощей и иллюстрации «Внуки на даче помогают в огороде бабушке». Обсуждение внешнего вида овощей. Показ графического изображения буквы А и ее пропевание. Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим...». Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови. Рисование дорожки к морковке. Артикуляционное упражнение «Лягушка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Закрепление знаний о фруктах. Рассматривание натуральных фруктов и иллюстрации «Осень в саду». Обсуждение внешнего вида фруктов. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука О. Практика: Речевые игры: «Угадай и назови», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Раскрашивание овощей. Артикуляционное упражнение «Пузырик». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Названия грибов и ягод осенью. Рассматривание натуральных муляжей грибов, карточек с ягодами и иллюстрации «Дети гуляют в осеннем лесу». Обсуждение внешнего вида грибов и ягод: что общего и чем отличаются. Показ графического изображения буквы У и ее пропевание. Практика: Пальчиковая гимнастика «Этот гриб на толстой ножке...». Выкладывание гриба из счетных палочек по образцу. Раскрашивание гриба или ягоды. Артикуляционное упражнение «Лошадка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 8 Игрушки Теория: Знакомство с многообразием игрушек. Любимые игрушки Рассматривание игрушек: какие бывают и как с ними играют. Побуждать к самостоятельному рассказу о своей любимой игрушке, ее особенностях. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука У. Практика: Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови. «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Останови лошадку». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 15. Домашние Теория: Понятие о домашних животных. животные Рассматривание фигурок домашних животных и иллюстрации 16. Наши любимцы «На ферме». Обсуждение внешнего вида животных, чем питаются и кто их детеныш. Показ графического изображения буквы Ии ее пропевание. Практика: слушание и отгадывание загадок. Игра «Угадай кто кричит», «Чей детеныш». Рисование дорожек. Артикуляционное упражнение «Иголочка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 17. Дикие животные Теория: Понятие о диких животных. 18. Кто из леса к нам Рассматривание карточек с дикими животными и иллюстрации пришел «Животные в лесу». Обсуждение внешнего вида животных,чем питаются, кто их детеныш. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука И. Практика: Пальчиковая гимнастика «Лисица спит в берлоге». Выкладывание из палочек ежика по образцу. Игра: «Угадай по описанию». Рисование дорожки к домику. Артикуляционное упражнение «Рыбки». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 19. Домашние птицы Теория: Названия домашних птиц. 20. Кто от нас не Рассматривание карточек с домашними птицами и иллюстрации улетает «На птичьем дворе». Обсуждение внешнего вида домашних птиц, их отличий. Показ графического изображения буквы Э и ее пропевание. Практика: Пальчиковая гимнастика «Наши уточки с утра». Игра: «Угадай кто кричит», «Клюем пальчиками зерна как птичка». Артикуляционное упражнение «Лопнули пузырики». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 21. Зимушка Теория: Понятие о времени года зима. 22. Кто зимой не спит Рассматривание иллюстрации «Дети в зимнем лесу». Расширять словарь прилагательных. Побуждать к самостоятельному описанию зимы, снега и т.п. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Э. Практика: Речевые игры: «Что еще бывает зимой», «Расскажи какая», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Кошка лакает молоко». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. 23. В гости к Деду Теория: Закрепление знаний о праздновании Нового года. морозу Рассматривание иллюстрации «Новогодний праздник в детском 13. 14. 9 24. Кем ты будешь на саду». Обсуждение костюмов детей, настроения, игр. карнавале Различаем гласные буквы. Закрепление знаний. Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы на елке веселились...». Выкладывание елочки из счетных палочек по образцу. Раскрашивание новогодней игрушки. Артикуляционное упражнение «Чистим зубки язычком». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 25. Погуляем ?! Теория: Названия одежды. 26. Зимняя одежда Рассматривание карточек с различной одеждой. Побуждать к 27. Рукавички самостоятельному описанию, составление простых предложений. 28. Поиграем мы Показ графического изображения буквы Ы и ее пропевание. зимой Практика: Пальчиковая гимнастика «Мальчику Мишке сшили штанишки». Игра: «Угадай по описанию»,выкладывание юбки или штанов из счетных палочек по образцу. Артикуляционное упражнение «Слоник». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 29. Правила Теория: Закрепление знаний о правилах дорожного движения. дорожного движения Рассматривание иллюстрации «Как нельзя вести себя на дороге». 30. Я пешеход Обсуждение правил дорожного движения. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Ы. Практика: Выкладывание из палочек дорог с пешеходным переходом. Раскрашивание светофора. Игра «Помоги Мише перейти дорогу». Артикуляционное упражнение «Обезьянки». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 31. Мебель Теория: Названия мебели. 32. Что живет у нас в Рассматривание иллюстрации «В бабушкиной комнате». квартире Обсуждение и закрепление названий предметов мебели. Практика: Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?», «Закончи предложение». Дорисуй стул по образцу. Артикуляционное упражнение «Лягушка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 33. Помощники на Теория: Названия посуды. кухне Понятие столовой и кухонной посуды.Рассматривание 34. Покушаем игрушечной посуды. Побуждать к самостоятельному описанию. 35. Приготовим Закрепляем гласные буквы и звуки. 36. У нас гости Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли». Игра: «Волшебный мешочек»,«Накрой стол для гостей», «Сравни две чашки». Дорисуй чайнику носик и укрась рисунком. Артикуляционное упражнение «Слоники». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 37. Защитники Теория: Формирование интереса к военным профессиям. Родины Рассматривание иллюстрации «Наши защитники». Обсуждение и 38. Военные закрепление названий профессий военных. профессии Расширение словаря прилагательных. Практика: Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5 буду в армию играть». Речевые игры: «Расскажи, солдат какой?», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко». Дорисуй и раскрась танк. 10 Артикуляционное упражнение «Заборчик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 39. Весна пришла! Теория: Знакомство с признаками весны. 40. Признаки весны Рассматривание иллюстрации «Прогулка в весеннем парке». Расширять словарь прилагательных. Побуждать к самостоятельному описанию изменений в природе. Придумывание слов на букву А. Практика: Пальчиковая гимнастика «К нам весна шагает быстрыми шагами». Речевые игры: «Что еще бывает весной», «Расскажи какая», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Лошадка». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. 41. Самые любимые Теория: Формирование знаний о праздновании женского дня 8 42. Весенний марта . праздник Рассматривание иллюстрации «Семейное поздравление с 8 марта». Обсуждение эмоционального настроения членов семьи. Расширение словаря прилагательных и глаголов. Придумывание слов на букву О. Практика: Пальчиковая гимнастика «Я пришел сегодня к маме с поздравленьем и цветами». Речевые игры «Мама какая?», «Расскажи как помогаешь маме?». Дорисуй букет для мамы. Артикуляционное упражнение «Любопытный язычок». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 43. Цветы? Цветы! Теория: Название первоцветов. 44. Первоцветы Рассматривание иллюстрации «Цветы ранней весной». Расширять словарь прилагательных. Побуждать к самостоятельному описанию. Придумывание слов на букву У. Практика: Пальчиковая гимнастика «Нежный подснежник, цветок голубой». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?», «Закончи предложение». Дорисуй цветок по образцу. Артикуляционное упражнение «Конфетка». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. 45. Перелетные птицы Теория: Понятие о перелетных птицах. 46. Кто прилетел к Рассматривание иллюстрации «Скворечник для птиц». нам с песнями? Расширять словарь глаголов. Обсуждение внешнего вида птиц, их отличий. Побуждать к самостоятельному описанию. Придумывание слов на букву И. Поиск карточек со словами на букву И. Практика: Пальчиковая гимнастика «Птичка крылышки сложила». Речевые игры:«Доскажи словечко», «Назови ласково». Игра «Покорми птичку зернышками». Звукоподражание птицам. Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. 47. Мы едем, едем. Теория: Знакомство с многообразием транспорта. едем в… Рассматривание карточек с транспортом. 48. Пароходом, Побуждать к самостоятельному рассказу о любимом транспорте. самолетом Придумывание слов на букву Э. Поиск карточек со словами на букву Э. Практика: Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови. «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково» 11 49. Что неба 50. Кто космос? там, выше летает в 51. Что там, под водой? 52. И в реке и в море? 53. Малыши в траве 54. Опасные и полезные насекомые 55. 56. Итоговое занятие Итоговое занятие Итоговое занятие Дорисуй детали у машины. Артикуляционное упражнение «Лягушка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Понятие о космосе. Рассматривание иллюстрации «Ракета в космосе». Расширять словарь прилагательных. Побуждать к самостоятельному рассказыванию. Практика: Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5 будем в космос мы играть». Речевые игры: «Расскажи, Солнце какое?», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко». Выкладывание ракеты из счетных палочек по образцу. Артикуляционное упражнение «Пузырик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Формирование интереса к подводному миру. Рассматривание карточек с рыбами. Обсуждение и закрепление названий рыб. Побуждать к самостоятельному рассказу о понравившейся рыбке. Практика: Пальчиковая гимнастика «Плавает в аквариуме рыбка золотая». Игра «Что перепутал художник?», «Четвертый лишний». Нарисуй аквариум для рыбки. Выкладывание рыбы из палочек. Артикуляционное упражнение «Рыбка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Знакомство с многообразием мира насекомых. Рассматривание и запоминание названий карточек с насекомыми. Обсуждение их внешнего вида и отличий. Повторяем гласные звуки и буквы. Практика: Пальчиковая гимнастика «Спал цветок и вдруг проснулся». Речевые игры: «Расскажи, какие бывают насекомые?», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко». Дорисуй и раскрась бабочку. Выкладывание жука из счетных палочек по образцу. Артикуляционное упражнение «Останови лошадку». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Практика: Различать гласные звуки. Называть слова на заданный гласный звук. Составлять простые предложения из 3-4 слов. Выкладывание простых фигур из палочек. Выполнять основные артикуляционные позы, соответствующие возрасту. Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 12 Календарно –тематический план (с детьми 3-4 лет) Дата Раздел /тема /неделя 1 неделя 1. Вводное занятие. 2 неделя 2. Золотой дождик 3. Листопад 4. Шуршунчики 3 неделя 5. Запасы витаминов 6. Урожай на грядке 4 7. Фрукты Содержание Октябрь Теория: Формировать интерес к общению, способности рассказать о себе и развить интерес к другим детям. Знакомство с многообразием слов приветствия. Показ графического изображения буквы А и ее пропевание. Практика: Игра «Скажи громко как тебя зовут», «Соедини правильно». Раскрашивание предметов.Речевая игра: «Сказка о Веселом язычке». Называние слов: «приветствия», «вежливых» и т. д. Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Знакомство с многообразием деревьев и листьев. Рассматривание иллюстрации «Дети в парке собирают букет из листьев». Показ листьев, их узнавание и называние. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука А. Практика: Речевые игры: «Эхо в горах», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Раскрашивание осенних листьев. Артикуляционное упражнение «Птенчик». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Закрепление знаний об овощах. Рассматривание натуральных овощей и иллюстрации «Внуки на даче помогают в огороде бабушке». Обсуждение внешнего вида овощей. Показ графического изображения буквы А и ее пропевание. Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим...». Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови. Рисование дорожки к морковке. Артикуляционное упражнение «Лягушка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Закрепление знаний о фруктах. Кол-во часов план факт 1 3 2 2 Пла нир уе мая дат а Фактич. дата неделя 1-2 неделя 3 неделя 4 неделя 8. Сладкие витамины Рассматривание натуральных фруктов и иллюстрации «Осень в саду». Обсуждение внешнего вида фруктов. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука О. Практика: Речевые игры: «Угадай и назови», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Раскрашивание овощей. Артикуляционное упражнение «Пузырик». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Ноябрь 9. Грибы и Теория: Названия грибов и ягод осенью. 4 ягоды Рассматривание натуральных муляжей грибов, карточек с ягодами и иллюстрации 10. Грибное «Дети гуляют в осеннем лесу». Обсуждение внешнего вида грибов и ягод: что лукошко общего и чем отличаются. 11. Ягодное Показ графического изображения буквы У и ее пропевание. лукошко Практика: Пальчиковая гимнастика «Этот гриб на толстой ножке...». Выкладывание 12. Белочкигриба из счетных палочек по образцу. Раскрашивание гриба или ягоды. на столовая Артикуляционное упражнение «Лошадка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 13. Игрушки Теория: Знакомство с многообразием игрушек. 2 14. Любимые Рассматривание игрушек: какие бывают и как с ними играют. игрушки Побуждать к самостоятельному рассказу о своей любимой игрушке, ее особенностях. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука У. Практика: Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови. «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Останови лошадку». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 15. ДомашТеория: Понятие о домашних животных. 2 ние животные Рассматривание фигурок домашних животных и иллюстрации «На ферме». 16. Наши Обсуждение внешнего вида животных, чем питаются и кто их детеныш. любимцы Показ графического изображения буквы Ии ее пропевание. Практика: слушание и отгадывание загадок. Игра «Угадай кто кричит», «Чей детеныш». Рисование дорожек. Артикуляционное упражнение «Иголочка». 14 1 неделя 17. Дикие животные 18. Кто из леса к нам пришел 2 неделя 19. Домашние птицы 20. Кто от нас не улетает 3 неделя 21. Зимушка 22. Кто зимой не спит 4 неделя 23. В гости к Деду морозу 24. Кем ты будешь на карнавале Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Декабрь Теория: Понятие о диких животных. Рассматривание карточек с дикими животными и иллюстрации «Животные в лесу». Обсуждение внешнего вида животных, чем питаются, кто их детеныш. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука И. Практика: Пальчиковая гимнастика «Лисица спит в берлоге». Выкладывание из палочек ежика по образцу. Игра: «Угадай по описанию». Рисование дорожки к домику. Артикуляционное упражнение «Рыбки». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Названия домашних птиц. Рассматривание карточек с домашними птицами и иллюстрации «На птичьем дворе». Обсуждение внешнего вида домашних птиц, их отличий. Показ графического изображения буквы Э и ее пропевание. Практика: Пальчиковая гимнастика «Наши уточки с утра». Игра: «Угадай кто кричит», «Клюем пальчиками зерна как птичка». Артикуляционное упражнение «Лопнули пузырики». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Понятие о времени года зима. Рассматривание иллюстрации «Дети в зимнем лесу». Расширять словарь прилагательных. Побуждать к самостоятельному описанию зимы, снега и т.п. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Э. Практика: Речевые игры: «Что еще бывает зимой», «Расскажи какая», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Кошка лакает молоко». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Закрепление знаний о праздновании Нового года. Рассматривание иллюстрации «Новогодний праздник в детском саду». Обсуждение костюмов детей, настроения, игр. Различаем гласные буквы. Закрепление знаний. Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы на елке веселились...». Выкладывание елочки из счетных палочек по образцу. Раскрашивание новогодней игрушки. Артикуляционное упражнение «Чистим зубки язычком». 2 2 2 2 15 2-3 неделя 4 неделя 1 неделя 2-3 неделя Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Январь 25. Погуляем Теория: Названия одежды. ?! Рассматривание карточек с различной одеждой. Побуждать к самостоятельному 26. Зимняя описанию, составление простых предложений. одежда Показ графического изображения буквы Ы и ее пропевание. 27. РукавичПрактика: Пальчиковая гимнастика «Мальчику Мишке сшили штанишки». Игра: ки «Угадай по описанию»,выкладывание юбки или штанов из счетных палочек по 28. Поиграем образцу. Артикуляционное упражнение «Слоник». мы зимой Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 29. Правила Теория: Закрепление знаний о правилах дорожного движения. дорожного Рассматривание иллюстрации «Как нельзя вести себя на дороге». Обсуждение движения правил дорожного движения. 30. Я Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Ы. пешеход Практика: Выкладывание из палочек дорог с пешеходным переходом. Раскрашивание светофора. Игра «Помоги Мише перейти дорогу». Артикуляционное упражнение «Обезьянки». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Февраль 31. Мебель Теория: Названия мебели. 32. Что живет Рассматривание иллюстрации «В бабушкиной комнате». Обсуждение и закрепление у нас в квартире названий предметов мебели. Практика: Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?», «Закончи предложение». Дорисуй стул по образцу. Артикуляционное упражнение «Лягушка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 33. Помощни Теория: Названия посуды. ки на кухне Понятие столовой и кухонной посуды. Рассматривание игрушечной посуды. 34. Покуша Побуждать к самостоятельному описанию. ем Закрепляем гласные буквы и звуки. 35. Пригото Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли». Игра: «Волшебный вим мешочек»,«Накрой стол для гостей», «Сравни две чашки». Дорисуй чайнику носик и 36. У нас укрась рисунком. Артикуляционное упражнение «Слоники». 4 2 2 4 16 4 неделя гости 37. Защитник и Родины 38. Военные профессии 1 неделя 39. Весна пришла! 40. Признаки весны 2 неделя 41. Самые любимые 42. Весенний праздник 3 неделя 43. Цветы? Цветы! 44. Первоцве ты Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Формирование интереса к военным профессиям. Рассматривание иллюстрации «Наши защитники». Обсуждение и закрепление названий профессий военных. Расширение словаря прилагательных. Практика: Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5 буду в армию играть». Речевые игры: «Расскажи, солдат какой?», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко». Дорисуй и раскрась танк. Артикуляционное упражнение «Заборчик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Март Теория: Знакомство с признаками весны. Рассматривание иллюстрации «Прогулка в весеннем парке». Расширять словарь прилагательных. Побуждать к самостоятельному описанию изменений в природе. Придумывание слов на букву А. Практика: Пальчиковая гимнастика «К нам весна шагает быстрыми шагами». Речевые игры: «Что еще бывает весной», «Расскажи какая», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Лошадка». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Формирование знаний о праздновании женского дня 8 марта . Рассматривание иллюстрации «Семейное поздравление с 8 марта». Обсуждение эмоционального настроения членов семьи. Расширение словаря прилагательных и глаголов. Придумывание слов на букву О. Практика: Пальчиковая гимнастика «Я пришел сегодня к маме с поздравленьем и цветами». Речевые игры «Мама какая?», «Расскажи как помогаешь маме?». Дорисуй букет для мамы. Артикуляционное упражнение «Любопытный язычок». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Название первоцветов. Рассматривание иллюстрации «Цветы ранней весной». Расширять словарь прилагательных. Побуждать к самостоятельному описанию. Придумывание слов на букву У. Практика: Пальчиковая гимнастика «Нежный подснежник, цветок голубой». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?», «Закончи 2 2 2 2 17 4 неделя 45. Перелетные птицы 46. Кто прилетел к нам с песнями? 1 неделя 47. Мы едем, едем. едем в… 48. Пароходом, самолетом 2 неделя 49. Что там, выше неба 50. Кто летает в космос? 3 неделя 51. Что там, под водой? 52. И в реке и в море? предложение». Дорисуй цветок по образцу. Артикуляционное упражнение «Конфетка». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Понятие о перелетных птицах. Рассматривание иллюстрации «Скворечник для птиц». Расширять словарь глаголов. Обсуждение внешнего вида птиц, их отличий. Побуждать к самостоятельному описанию. Придумывание слов на букву И. Поиск карточек со словами на букву И. Практика: Пальчиковая гимнастика «Птичка крылышки сложила». Речевые игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково». Игра «Покорми птичку зернышками». Звукоподражание птицам. Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Апрель Теория: Знакомство с многообразием транспорта. Рассматривание карточек с транспортом. Побуждать к самостоятельному рассказу о любимом транспорте. Придумывание слов на букву Э. Поиск карточек со словами на букву Э. Практика: Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови. «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково» Дорисуй детали у машины. Артикуляционное упражнение «Лягушка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Понятие о космосе. Рассматривание иллюстрации «Ракета в космосе». Расширять словарь прилагательных. Побуждать к самостоятельному рассказыванию. Практика: Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5 будем в космос мы играть». Речевые игры: «Расскажи, Солнце какое?», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко». Выкладывание ракеты из счетных палочек по образцу. Артикуляционное упражнение «Пузырик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Формирование интереса к подводному миру. Рассматривание карточек с рыбами. Обсуждение и закрепление названий рыб. Побуждать к самостоятельному рассказу о понравившейся рыбке. Практика: Пальчиковая гимнастика «Плавает в аквариуме рыбка золотая». Игра «Что 2 2 2 2 18 4 неделя перепутал художник?», «Четвертый лишний». Нарисуй аквариум для рыбки. Выкладывание рыбы из палочек. Артикуляционное упражнение «Рыбка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Знакомство с многообразием мира насекомых. 2 53. Малыши Рассматривание и запоминание названий карточек с насекомыми. Обсуждение их в траве внешнего вида и отличий. 54. Опасные Повторяем гласные звуки и буквы. и полезные Практика: Пальчиковая гимнастика «Спал цветок и вдруг проснулся». Речевые игры: насекомые «Расскажи, какие бывают насекомые?», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко». Дорисуй и раскрась бабочку. Выкладывание жука из счетных палочек по образцу. Артикуляционное упражнение «Останови лошадку». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 55. Итоговое Практика: Различать гласные звуки. Называть слова на заданный гласный звук. 2 занятие Составлять простые предложения из 3-4 слов. Выкладывание простых фигур из 56. Итоговое палочек. Выполнять основные артикуляционные позы, соответствующие возрасту. занятие Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Итоговое занятие 19 5. Методические и оценочные материалы Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы" для детей дошкольного возраста 5-7 лет спроектирована в соответствии с тремя научными подходами, являющимися методологией ФГОС ДО: культурно-исторический подход (Л.С. Выготский). деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов). личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). Структура занятия: Часть первая: Организационная. Цель: настроить группу детей на совместную работу, заинтересовать их. Часть вторая. Вводная. Цель: развивать наблюдательность, память, мышление, воображение, склонность к приобретению новых знаний. Основные приемы и методы: рассматривание картин и предметов, анализ их назначения, показ новых предметов и их описание, пальчиковые игры, выполнение артикуляционных поз. Часть третья. Практическая. Цель: Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности. Часть четвертая. Итоговая. Цель: создание чувства удовлетворенности, уверенности в своих силах, сопереживания. Педагогические технологии - Беседа - Игры - Ролевые игры (деловые) - Тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе) - Системы последовательных заданий - Демонстрация - Упражнение с объяснением и исправлением ошибок - Метод многократного повторения «делай как я» Методы обучения: Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, картографы, плакаты, наборное полотно) Репродуктивные (дидактические игры, сюжетно–ролевые игры, викторины) Частично-поисковые (беседы, игры, опыты) Исследовательские (рисунки) Современные образовательные технологии: Здоровьесберегающие Игровые технологии Технологии коллективного творчества Информационно коммуникативные технологии Личностно – ориентированное обучение Наглядные средства обучения: Дидактические игры Игрушки Иллюстрации Раздаточный и изобразительный материал Рабочие листы с заданиями Презентации по теме Оценочные материалы Формы проведения итогов реализации программы В работе по Программе дополнительного образования используются общепедагогические технологии обучения, а также методы наблюдения и анализа продуктов детского творчества. Мониторинг проводиться в конце срока обучения. Формы фиксации результатов Оценка уровня овладения ребенком речевыми навыками 3-4 лет Артикуляция голосом Управление (темп, ритм) Дыхание Мелкая моторика Фонематический слух Речевые навыки Ребенка Имя № Итого по критериям уровни освоения программы В- высокий С-средний Н-низкий 22 Список литературы 1. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений – СПб.: КАРО, 2013 2. Османова Г.А., Позднякова Л.А.Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года)– СПб.: КАРО, 2013 3. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз – словечко, два- словечко / Е.В. Колесникова – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. (Серия «Уроки логопеда»). 5. Карпова С.И.Развитие речи и познавательных способностей дошкольника. 4-5 лет.- Сфера , 2012 6. Краузе Е.Н. Практическая логопедия: Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста – СПб.: Издательство «Корона. Век», 2017 7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004. 8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва 2005 9. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – (В помощь логопеду). 10. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – (Серия «Уроки логопеда»). 11. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа. Домашняя тетрадь. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 12. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 13. Ткаченко Т. А. Я говорю правильно. Развивающие сказки о животных. М. УМка, 2017 Интернет источники для учащихся и родителей https://www.kanal-o.ru/news/9916 - Пальчиковые игры для детей 3-4 лет. https://mersibo.ru/- Современные онлайн-игры ребенок + родитель https://www.logoped.ru/skotes28.htm - Развивающие игры и консультации учителей-логопедов. https://orechi.ru/razvitie-rechi/logopedicheskie-zanyatiya-dlya-detej-4-5-let - Логопедические занятия для детей 4-5 лет дома: упражнения в картинках и видео. https://www.kanal-o.ru/news/13456 - Упражнения для игр с детьми дома 23