Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки» 3-4 года

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности
Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Принята
на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2023г

Утверждена:
Заведующий ГБДОУ №42
________________/Е.А.Куликовская/
Приказ № 41 от «30» августа 2023г.
Куликовская Елена
Анатольевна
C=RO,
OU=заведующий,
O=ГБДОУ 42,
CN=Куликовская Елена
Анатольевна,
E=dou.42@yandex.ru
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
Санкт -Петербург
2023.09.01 18:59:
34+03'00'

Дополнительная общеразвивающаяпрограмма
«Говорушки»
Срок освоения программы: 56 часов
Возраст обучающихся: 3-4лет

Составитель
Беляева Ирина Анатольевна
Педагог дополнительного образования

1.

Пояснительная записка

Направленность- социально-гуманитарная.
Актуальность реализации данной программы состоит в том, что она помогает
гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта, решает
проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение
этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть
произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического
строя речи. Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития
ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие
своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у
ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить
этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Адресат: обучающиеся в возрасте 3-4 года.
Уровень освоения программы: общекультурный
Объем и срок освоения:56 академических часов (где один академический час равен 15
минут для учащихся младшего возраста (3-4 года).
Цель программы совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-5 лет, то
есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического
строя речи, посредством игровых технологий.
Задачи:
Обучающие:
-Формировать и развивать речевую активность, фразовую и связную речь, обогащать
словарный запас, грамматический строй речи.
-Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать
звуки (гласные и согласные).
-Научить выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом
речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
-Развить графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.
Развивающие:
-Развить мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики, обучить навыку
самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.
- Формировать и развивать основные движения органов речи у детей (язык, челюсти, губы),
посредством артикуляционной речевой гимнастики.
-Способствовать развитию фонематического слуха: способность дифференцировать звуки;
-Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения, творческих
способностей.
Воспитательные:
-Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми.
-Формировать мотивацию к познавательной деятельности.

2

Планируемые результаты освоения:
- развитие речевой активности, увеличение словарного запаса
- развитие коммуникативных навыков
- развитие выразительности речи, умения владеть голосом
- коррекция звуковой стороны речи детей 3-4 лет
- выработана четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ,
языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
- нормализация дыхания: нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный,
экономный выдох.
- развитие мелкой моторики рук, выработка ловкости и умение управлять своими
движениями.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации программы - русский язык.
Форма обучения – очная.
Условия набора. Формирование групп одного возраста осуществляется в сентябре учебного
года по заявлению родителей (законных представителей). Допускается дополнительный
набор всех желающих на основании договора с родителями (законными представителями)
воспитанников при наличии свободных мест вгруппе. Количество детей в группе: не более
10 -12 человек
Условия формирования групп: все желающие учащиеся ГБДОУ №42 3-4 лет с
возможностью добора детей в группу на место выбывших обучающихся.
Занятия проводятся с октября по апрель два раза в неделю во второй половине дня.
Кадровые условия реализации программы – педагог дополнительного образования по
социально-гуманитарному направлению.
Форма организации и проведения занятий:
Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или
иной темы занятия:
 Игровая ситуация
 Дидактическая игра
 Проблемная ситуация
 Рассматривание презентаций, иллюстраций
 Конструирование
 Исследовательская деятельность
 Интегративная деятельность
Форма организации деятельности обучающихся на занятии:
 Групповые (подгрупповые), включающие в себя совместные действия, общение,
взаимопомощь в малых подгруппах, в том числе в парах, для выполнения
определенных задач.
 индивидуальные, организуется для работы с одаренными детьми, для осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
Особенности организации образовательного процесса:
Важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности,
обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными,
творческими видами деятельности.
Педагог создает условия для организации всех видов детской деятельности по интересам и
желанию детей.
При реализации Программы педагог:
 продумывает условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
 осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных
педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»;
3

 сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, наблюдения и пр.) и
самостоятельную деятельность детей;
 планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный
опыт детей, эмоции и представления о мире;
 наблюдает, как развивается самостоятельность ребенка и взаимоотношения детей;
 сотрудничает с родителями.
Модели организации образовательного процесса при реализации Программы:
 Образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с
детьми.
 Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные
игры, творческие мероприятия, проектная деятельность.
 Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации всех
видов детской деятельности по интересам и желанию детей.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий профессиональное
педагогическое образование.
Материально-техническое обеспечение программы:
 Групповое помещение (кабинет)
 Проектор, доска
 Столы, стулья (по росту и количеству детей)
 Природные материалы
 Наглядные дидактические пособия и игрушки
 Счетные палочки

4

2.Учебный план
для учащихся 3-4 лет
№

Название раздела,

Количество часов

п/п

темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Пед.наблюдение

2

Золотой дождик

3

1

2

Пед.наблюдение

3

Запасы витаминов

2

0,5

1,5

Пед.наблюдение

4

Фрукты

2

1

1

Пед.наблюдение

5

Грибы и ягоды

4

2

2

Пед.наблюдение

6

Игрушки

2

0,5

1,5

Пед.наблюдение

7

Домашние животные

2

1

1

Пед.наблюдение

8

Дикие животные

2

1

1

Пед.наблюдение

9

Домашние птицы

2

1

1

Пед.наблюдение

10

Зимушка

2

1

1

Пед.наблюдение

11

В гости к
морозу
Погуляем?!

Деду 2

1

1

Пед.наблюдение

4

1

3

Пед.наблюдение

1

1

Пед.наблюдение

14

Правила дорожного 2
движения
Мебель
2

1

1

Пед.наблюдение

15

Помощники на кухне

4

1

3

Пед.наблюдение

16

Защитники Родины

2

1

1

Пед.наблюдение

17

Весна пришла!

2

1

1

Пед.наблюдение

18

Самые любимые

2

1

1

Пед.наблюдение

19

Цветы? Цветы!

2

1

1

Пед.наблюдение

20

Перелетные птицы

2

1

1

Пед.наблюдение

21

1

1

Пед.наблюдение

22

Мы едем, едем, едем 2
…
Что там, выше неба?
2

1

1

Пед.наблюдение

23

Что там, под водой?

2

1

1

Пед.наблюдение

24

Малыши в траве

2

1

1

Пед.наблюдение

25

Контрольные и
итоговые занятия
Всего

2

0,5

1,5

Пед.наблюдение,
игры.

56

24

32

12
13

Формы контроля

5

3.Календарныйучебныйграфик
Возраст

3-4 лет

Дата начала
Дата
Колиество
обучения по окончанияоб учебных
программе
учения по
недель
программе
01.10.2020 30.04.2021 28

Количество Всего
учебных учебныхчас
дней
ов
56

56

Режимзаняти
й
(15 минут)
2 раз в
неделю

4. Рабочая программа
для учащихся 3-4 лет
Задачи:
1) Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти,

зрительно-пространственных представлений.
Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти с использованием
предметов, картинок, геометрических фигур, неречевых звуков и слов и пр.
2) Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития
общей, ручной и артикуляционной моторики.
Развитие кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения
последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
Развитие кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных
артикуляторных укладов.
Развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
3) Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе
восприятия.
Формирование понятий «громкое», «тихое» звучание с использованием музыкальных
инструментов.
4) Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия.
Формировать умение распознавать звуки. Обучать детей умению правильно слушать и
слышать речевой материал.
5) Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия.
Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение
оперировать им.
6) Формирование связной речи.
Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание,
адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты?
Миша ест. А ты?).
Развивать умение самостоятельно формулировать вопросы (Кто гуляет? Где кукла? Можно
взять?).
Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.
Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).
7) Развитие фонетической стороны речи.
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной
6

речевой деятельности.
8) Развитие движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных
упражнений.
Формирование двигательной программы в процессе произвольного
переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении
одновременно
организованных
движений.
Формирование
диафрагмального
физиологического дыхания.
Планируемые результаты:
В конце цикла занятий у детей должна выработаться:
•
Четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка,
нижней челюсти, мягкого нёба).
•
Сформирована связная речь (может задать простой вопрос, составить простое
предложение).
•
Развито умение распознавать звуки различной направленности.
•
Развито умение владеть голосом.
•
Сформирован навык слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе
восприятия.
•
Нормализовано дыхания: его ритм, выработан плавный, длительный, экономный
выдох.
•
Развита мелкая моторика рук, выработана ловкость и умение управлять своими
движениями.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы работы: групповое занятие, в группе не более 10 -12 человек.
Продолжительность занятий:
- 15 минут (1 академический час равен 15 минутам) для детей 3-4 лет;
(в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями)
Для качественного развития детей программой предусмотрено:
•
возможность выбора дидактических игр.
•
возможность выбора игрового материала
•
приобретение опыта речевой деятельности на занятиях.
•
развитие воображения и фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых минутах занятия, а
затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный
(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог
ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема
формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается
занятие подведением итогов, полученных знаний.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются
занятия по методике, когда педагог вместе с обучающимися выполняет упражнения,
последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные
вопросы по ходу выполнения упражнений, находя ученические ошибки и подсказывая пути
их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области.

7

Содержание программы 3-4 лет

1.

Тема
Вводное занятие.

2.
3.
4.

Золотой дождик
Листопад
Шуршунчики

5.
6.

Запасы витаминов
Урожай на грядке

7.
8.

Фрукты
Сладкие витамины

9.
Грибы и ягоды
10. Грибное лукошко
11. Ягодное лукошко
12. Белочкина
столовая

Содержание занятия
Теория: Формировать интерес к общению, способности
рассказать о себе и развить интерес к другим детям.
Знакомство с многообразием слов приветствия.
Показ графического изображения буквы А и ее пропевание.
Практика: Игра «Скажи громко как тебя зовут», «Соедини
правильно». Раскрашивание предметов.Речевая игра: «Сказка о
Веселом язычке».
Называние слов: «приветствия», «вежливых» и т. д.
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Знакомство с многообразием деревьев и листьев.
Рассматривание иллюстрации «Дети в парке собирают букет из
листьев». Показ листьев, их узнавание и называние.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука А.
Практика: Речевые игры: «Эхо в горах», «Подбор иллюстраций»,
«Доскажи словечко», «Назови ласково». Раскрашивание осенних
листьев. Артикуляционное упражнение «Птенчик».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Закрепление знаний об овощах.
Рассматривание натуральных овощей и иллюстрации «Внуки на
даче помогают в огороде бабушке». Обсуждение внешнего вида
овощей.
Показ графического изображения буквы А и ее пропевание.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим,
рубим...». Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови.
Рисование дорожки к морковке. Артикуляционное упражнение
«Лягушка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Закрепление знаний о фруктах.
Рассматривание натуральных фруктов и иллюстрации «Осень в
саду». Обсуждение внешнего вида фруктов.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука О.
Практика: Речевые игры: «Угадай и назови», «Подбор
иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково».
Раскрашивание
овощей.
Артикуляционное
упражнение
«Пузырик».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Названия грибов и ягод осенью.
Рассматривание натуральных муляжей грибов, карточек с
ягодами и иллюстрации «Дети гуляют в осеннем лесу».
Обсуждение внешнего вида грибов и ягод: что общего и чем
отличаются.
Показ графического изображения буквы У и ее пропевание.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Этот гриб на толстой
ножке...». Выкладывание гриба из счетных палочек по образцу.
Раскрашивание гриба или ягоды. Артикуляционное упражнение
«Лошадка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
8

Игрушки
Теория: Знакомство с многообразием игрушек.
Любимые игрушки Рассматривание игрушек: какие бывают и как с ними играют.
Побуждать к самостоятельному рассказу о своей любимой
игрушке, ее особенностях.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука У.
Практика: Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови.
«Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково».
Артикуляционное упражнение «Останови лошадку».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
15. Домашние
Теория: Понятие о домашних животных.
животные
Рассматривание фигурок домашних животных и иллюстрации
16. Наши любимцы
«На ферме». Обсуждение внешнего вида животных, чем
питаются и кто их детеныш.
Показ графического изображения буквы Ии ее пропевание.
Практика: слушание и отгадывание загадок.
Игра «Угадай кто кричит», «Чей детеныш». Рисование дорожек.
Артикуляционное упражнение «Иголочка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
17. Дикие животные
Теория: Понятие о диких животных.
18. Кто из леса к нам Рассматривание карточек с дикими животными и иллюстрации
пришел
«Животные в лесу». Обсуждение внешнего вида животных,чем
питаются, кто их детеныш.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука И.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Лисица спит в берлоге».
Выкладывание из палочек ежика по образцу. Игра: «Угадай по
описанию». Рисование дорожки к домику. Артикуляционное
упражнение «Рыбки».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
19. Домашние птицы
Теория: Названия домашних птиц.
20. Кто от нас не Рассматривание карточек с домашними птицами и иллюстрации
улетает
«На птичьем дворе». Обсуждение внешнего вида домашних
птиц, их отличий.
Показ графического изображения буквы Э и ее пропевание.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Наши уточки с утра». Игра:
«Угадай кто кричит», «Клюем пальчиками зерна как птичка».
Артикуляционное упражнение «Лопнули пузырики».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
21. Зимушка
Теория: Понятие о времени года зима.
22. Кто зимой не спит Рассматривание иллюстрации «Дети в зимнем лесу». Расширять
словарь прилагательных. Побуждать к самостоятельному
описанию зимы, снега и т.п.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Э.
Практика: Речевые игры: «Что еще бывает зимой», «Расскажи
какая»,
«Доскажи
словечко»,
«Назови
ласково».
Артикуляционное упражнение «Кошка лакает молоко».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
23. В гости к Деду Теория: Закрепление знаний о праздновании Нового года.
морозу
Рассматривание иллюстрации «Новогодний праздник в детском
13.
14.

9

24. Кем ты будешь на саду». Обсуждение костюмов детей, настроения, игр.
карнавале
Различаем гласные буквы. Закрепление знаний.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы на елке веселились...».
Выкладывание елочки из счетных палочек по образцу.
Раскрашивание
новогодней
игрушки.
Артикуляционное
упражнение «Чистим зубки язычком».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
25.
Погуляем ?!
Теория: Названия одежды.
26.
Зимняя одежда
Рассматривание карточек с различной одеждой. Побуждать к
27.
Рукавички
самостоятельному описанию, составление простых предложений.
28.
Поиграем
мы Показ графического изображения буквы Ы и ее пропевание.
зимой
Практика: Пальчиковая гимнастика «Мальчику Мишке сшили
штанишки». Игра: «Угадай по описанию»,выкладывание юбки
или штанов из счетных палочек по образцу. Артикуляционное
упражнение «Слоник».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
29.
Правила
Теория: Закрепление знаний о правилах дорожного движения.
дорожного движения
Рассматривание иллюстрации «Как нельзя вести себя на дороге».
30.
Я пешеход
Обсуждение правил дорожного движения.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Ы.
Практика: Выкладывание из палочек дорог с пешеходным
переходом. Раскрашивание светофора. Игра «Помоги Мише
перейти дорогу». Артикуляционное упражнение «Обезьянки».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
31.
Мебель
Теория: Названия мебели.
32.
Что живет у нас в Рассматривание иллюстрации «В бабушкиной комнате».
квартире
Обсуждение и закрепление названий предметов мебели.
Практика: Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что
перепутал художник?», «Закончи предложение». Дорисуй стул
по образцу. Артикуляционное упражнение «Лягушка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
33.
Помощники
на Теория: Названия посуды.
кухне
Понятие столовой и кухонной посуды.Рассматривание
34.
Покушаем
игрушечной посуды. Побуждать к самостоятельному описанию.
35.
Приготовим
Закрепляем гласные буквы и звуки.
36.
У нас гости
Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли».
Игра: «Волшебный мешочек»,«Накрой стол для гостей»,
«Сравни две чашки». Дорисуй чайнику носик и укрась рисунком.
Артикуляционное упражнение «Слоники».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
37.
Защитники
Теория: Формирование интереса к военным профессиям.
Родины
Рассматривание иллюстрации «Наши защитники». Обсуждение и
38.
Военные
закрепление названий профессий военных.
профессии
Расширение словаря прилагательных.
Практика: Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5 буду в армию
играть». Речевые игры: «Расскажи, солдат какой?», «Подбор
иллюстраций», «Доскажи словечко». Дорисуй и раскрась танк.
10

Артикуляционное упражнение «Заборчик».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
39.
Весна пришла!
Теория: Знакомство с признаками весны.
40.
Признаки весны
Рассматривание иллюстрации «Прогулка в весеннем парке».
Расширять
словарь
прилагательных.
Побуждать
к
самостоятельному описанию изменений в природе.
Придумывание слов на букву А.
Практика: Пальчиковая гимнастика «К нам весна шагает
быстрыми шагами». Речевые игры: «Что еще бывает весной»,
«Расскажи какая», «Доскажи словечко», «Назови ласково».
Артикуляционное упражнение «Лошадка».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
41.
Самые любимые
Теория: Формирование знаний о праздновании женского дня 8
42.
Весенний
марта .
праздник
Рассматривание иллюстрации «Семейное поздравление с 8
марта». Обсуждение эмоционального настроения членов семьи.
Расширение словаря прилагательных и глаголов.
Придумывание слов на букву О.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Я пришел сегодня к маме с
поздравленьем и цветами». Речевые игры «Мама какая?»,
«Расскажи как помогаешь маме?». Дорисуй букет для мамы.
Артикуляционное упражнение «Любопытный язычок».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
43.
Цветы? Цветы!
Теория: Название первоцветов.
44.
Первоцветы
Рассматривание иллюстрации «Цветы ранней весной».
Расширять
словарь
прилагательных.
Побуждать
к
самостоятельному описанию.
Придумывание слов на букву У.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Нежный подснежник,
цветок голубой». Дидактические игры: «Четвертый лишний»,
«Что перепутал художник?», «Закончи предложение». Дорисуй
цветок по образцу. Артикуляционное упражнение «Конфетка».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
45.
Перелетные птицы Теория: Понятие о перелетных птицах.
46.
Кто прилетел к Рассматривание иллюстрации «Скворечник для птиц».
нам с песнями?
Расширять словарь глаголов. Обсуждение внешнего вида птиц,
их отличий. Побуждать к самостоятельному описанию.
Придумывание слов на букву И. Поиск карточек со словами на
букву И.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Птичка крылышки
сложила». Речевые игры:«Доскажи словечко», «Назови ласково».
Игра «Покорми птичку зернышками». Звукоподражание птицам.
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
47.
Мы едем, едем. Теория: Знакомство с многообразием транспорта.
едем в…
Рассматривание карточек с транспортом.
48.
Пароходом,
Побуждать к самостоятельному рассказу о любимом транспорте.
самолетом
Придумывание слов на букву Э. Поиск карточек со словами на
букву Э.
Практика: Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови.
«Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково»
11

49.
Что
неба
50.
Кто
космос?

там,

выше

летает

в

51.
Что
там,
под
водой?
52.
И в реке и в море?

53.
Малыши в траве
54.
Опасные
и
полезные насекомые

55.
56.

Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итоговое занятие

Дорисуй детали у машины. Артикуляционное упражнение
«Лягушка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Понятие о космосе.
Рассматривание иллюстрации «Ракета в космосе». Расширять
словарь прилагательных. Побуждать к самостоятельному
рассказыванию.
Практика: Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5 будем в космос
мы играть». Речевые игры: «Расскажи, Солнце какое?», «Подбор
иллюстраций», «Доскажи словечко». Выкладывание ракеты из
счетных палочек по образцу. Артикуляционное упражнение
«Пузырик».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Формирование интереса к подводному миру.
Рассматривание карточек с рыбами. Обсуждение и закрепление
названий рыб. Побуждать к самостоятельному рассказу о
понравившейся рыбке.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Плавает в аквариуме рыбка
золотая». Игра «Что перепутал художник?», «Четвертый
лишний». Нарисуй аквариум для рыбки. Выкладывание рыбы из
палочек. Артикуляционное упражнение «Рыбка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Знакомство с многообразием мира насекомых.
Рассматривание и запоминание названий карточек с насекомыми.
Обсуждение их внешнего вида и отличий.
Повторяем гласные звуки и буквы.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Спал цветок и вдруг
проснулся». Речевые игры: «Расскажи, какие бывают
насекомые?», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко».
Дорисуй и раскрась бабочку. Выкладывание жука из счетных
палочек по образцу. Артикуляционное упражнение «Останови
лошадку».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Практика: Различать гласные звуки. Называть слова на заданный
гласный звук. Составлять простые предложения из 3-4 слов.
Выкладывание простых фигур из палочек. Выполнять основные
артикуляционные позы, соответствующие возрасту.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

12

Календарно –тематический план (с детьми 3-4 лет)
Дата
Раздел /тема
/неделя

1
неделя

1. Вводное
занятие.

2
неделя

2.
Золотой
дождик
3.
Листопад
4.
Шуршунчики

3
неделя

5.
Запасы
витаминов
6.
Урожай
на грядке

4

7.

Фрукты

Содержание

Октябрь
Теория: Формировать интерес к общению, способности рассказать о себе и развить
интерес к другим детям.
Знакомство с многообразием слов приветствия.
Показ графического изображения буквы А и ее пропевание.
Практика: Игра «Скажи громко как тебя зовут», «Соедини правильно».
Раскрашивание предметов.Речевая игра: «Сказка о Веселом язычке».
Называние слов: «приветствия», «вежливых» и т. д.
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Знакомство с многообразием деревьев и листьев.
Рассматривание иллюстрации «Дети в парке собирают букет из листьев». Показ
листьев, их узнавание и называние.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука А.
Практика: Речевые игры: «Эхо в горах», «Подбор иллюстраций», «Доскажи
словечко», «Назови ласково». Раскрашивание осенних листьев. Артикуляционное
упражнение «Птенчик».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Закрепление знаний об овощах.
Рассматривание натуральных овощей и иллюстрации «Внуки на даче помогают в
огороде бабушке». Обсуждение внешнего вида овощей.
Показ графического изображения буквы А и ее пропевание.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим...». Игра
«Волшебный мешочек»: угадай и назови. Рисование дорожки к морковке.
Артикуляционное упражнение «Лягушка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Теория: Закрепление знаний о фруктах.

Кол-во часов
план факт

1

3

2

2

Пла
нир
уе
мая
дат
а

Фактич.
дата

неделя

1-2
неделя

3
неделя

4
неделя

8.
Сладкие
витамины

Рассматривание натуральных фруктов и иллюстрации «Осень в саду». Обсуждение
внешнего вида фруктов.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука О.
Практика: Речевые игры: «Угадай и назови», «Подбор иллюстраций», «Доскажи
словечко», «Назови ласково». Раскрашивание овощей. Артикуляционное
упражнение «Пузырик».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Ноябрь
9.
Грибы и Теория: Названия грибов и ягод осенью.
4
ягоды
Рассматривание натуральных муляжей грибов, карточек с ягодами и иллюстрации
10. Грибное
«Дети гуляют в осеннем лесу». Обсуждение внешнего вида грибов и ягод: что
лукошко
общего и чем отличаются.
11. Ягодное
Показ графического изображения буквы У и ее пропевание.
лукошко
Практика: Пальчиковая гимнастика «Этот гриб на толстой ножке...». Выкладывание
12. Белочкигриба из счетных палочек по образцу. Раскрашивание гриба или ягоды.
на столовая
Артикуляционное упражнение «Лошадка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
13. Игрушки Теория: Знакомство с многообразием игрушек.
2
14. Любимые Рассматривание игрушек: какие бывают и как с ними играют.
игрушки
Побуждать к самостоятельному рассказу о своей любимой игрушке, ее
особенностях.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука У.
Практика: Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови.
«Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Артикуляционное
упражнение «Останови лошадку».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
15. ДомашТеория: Понятие о домашних животных.
2
ние животные
Рассматривание фигурок домашних животных и иллюстрации «На ферме».
16. Наши
Обсуждение внешнего вида животных, чем питаются и кто их детеныш.
любимцы
Показ графического изображения буквы Ии ее пропевание.
Практика: слушание и отгадывание загадок.
Игра «Угадай кто кричит», «Чей детеныш». Рисование дорожек. Артикуляционное
упражнение «Иголочка».
14

1
неделя

17. Дикие
животные
18. Кто
из
леса
к
нам
пришел

2
неделя

19. Домашние птицы
20. Кто от нас
не улетает

3
неделя

21. Зимушка
22. Кто зимой
не спит

4
неделя

23. В гости к
Деду морозу
24. Кем
ты
будешь
на
карнавале

Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Декабрь
Теория: Понятие о диких животных.
Рассматривание карточек с дикими животными и иллюстрации «Животные в лесу».
Обсуждение внешнего вида животных, чем питаются, кто их детеныш.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука И.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Лисица спит в берлоге». Выкладывание из
палочек ежика по образцу. Игра: «Угадай по описанию». Рисование дорожки к
домику. Артикуляционное упражнение «Рыбки».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Теория: Названия домашних птиц.
Рассматривание карточек с домашними птицами и иллюстрации «На птичьем
дворе». Обсуждение внешнего вида домашних птиц, их отличий.
Показ графического изображения буквы Э и ее пропевание.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Наши уточки с утра». Игра: «Угадай кто
кричит», «Клюем пальчиками зерна как птичка». Артикуляционное упражнение
«Лопнули пузырики».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Теория: Понятие о времени года зима.
Рассматривание иллюстрации «Дети в зимнем лесу». Расширять словарь
прилагательных. Побуждать к самостоятельному описанию зимы, снега и т.п.
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Э.
Практика: Речевые игры: «Что еще бывает зимой», «Расскажи какая», «Доскажи
словечко», «Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Кошка лакает
молоко».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Закрепление знаний о праздновании Нового года.
Рассматривание иллюстрации «Новогодний праздник в детском саду». Обсуждение
костюмов детей, настроения, игр.
Различаем гласные буквы. Закрепление знаний.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы на елке веселились...». Выкладывание
елочки из счетных палочек по образцу. Раскрашивание новогодней игрушки.
Артикуляционное упражнение «Чистим зубки язычком».

2

2

2

2

15

2-3
неделя

4
неделя

1
неделя

2-3
неделя

Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Январь
25.
Погуляем Теория: Названия одежды.
?!
Рассматривание карточек с различной одеждой. Побуждать к самостоятельному
26.
Зимняя
описанию, составление простых предложений.
одежда
Показ графического изображения буквы Ы и ее пропевание.
27.
РукавичПрактика: Пальчиковая гимнастика «Мальчику Мишке сшили штанишки». Игра:
ки
«Угадай по описанию»,выкладывание юбки или штанов из счетных палочек по
28.
Поиграем образцу. Артикуляционное упражнение «Слоник».
мы зимой
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
29.
Правила
Теория: Закрепление знаний о правилах дорожного движения.
дорожного
Рассматривание иллюстрации «Как нельзя вести себя на дороге». Обсуждение
движения
правил дорожного движения.
30.
Я
Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Ы.
пешеход
Практика: Выкладывание из палочек дорог с пешеходным переходом.
Раскрашивание светофора. Игра «Помоги Мише перейти дорогу». Артикуляционное
упражнение «Обезьянки».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Февраль
31.
Мебель
Теория: Названия мебели.
32.
Что живет Рассматривание иллюстрации «В бабушкиной комнате». Обсуждение и закрепление
у нас в квартире названий предметов мебели.
Практика: Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?»,
«Закончи предложение». Дорисуй стул по образцу. Артикуляционное упражнение
«Лягушка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
33.
Помощни Теория: Названия посуды.
ки на кухне
Понятие столовой и кухонной посуды. Рассматривание игрушечной посуды.
34.
Покуша
Побуждать к самостоятельному описанию.
ем
Закрепляем гласные буквы и звуки.
35.
Пригото
Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли». Игра: «Волшебный
вим
мешочек»,«Накрой стол для гостей», «Сравни две чашки». Дорисуй чайнику носик и
36.
У
нас укрась рисунком. Артикуляционное упражнение «Слоники».

4

2

2

4

16

4
неделя

гости
37.
Защитник
и Родины
38.
Военные
профессии

1
неделя

39.
Весна
пришла!
40.
Признаки
весны

2
неделя

41.
Самые
любимые
42.
Весенний
праздник

3
неделя

43.
Цветы?
Цветы!
44.
Первоцве
ты

Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Теория: Формирование интереса к военным профессиям.
Рассматривание иллюстрации «Наши защитники». Обсуждение и закрепление
названий профессий военных.
Расширение словаря прилагательных.
Практика: Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5 буду в армию играть». Речевые
игры: «Расскажи, солдат какой?», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко».
Дорисуй и раскрась танк. Артикуляционное упражнение «Заборчик».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Март
Теория: Знакомство с признаками весны.
Рассматривание иллюстрации «Прогулка в весеннем парке». Расширять словарь
прилагательных. Побуждать к самостоятельному описанию изменений в природе.
Придумывание слов на букву А.
Практика: Пальчиковая гимнастика «К нам весна шагает быстрыми шагами».
Речевые игры: «Что еще бывает весной», «Расскажи какая», «Доскажи словечко»,
«Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Лошадка».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Формирование знаний о праздновании женского дня 8 марта .
Рассматривание иллюстрации «Семейное поздравление с 8 марта». Обсуждение
эмоционального настроения членов семьи. Расширение словаря прилагательных и
глаголов.
Придумывание слов на букву О.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Я пришел сегодня к маме с поздравленьем и
цветами». Речевые игры «Мама какая?», «Расскажи как помогаешь маме?». Дорисуй
букет для мамы. Артикуляционное упражнение «Любопытный язычок».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Теория: Название первоцветов.
Рассматривание иллюстрации «Цветы ранней весной». Расширять словарь
прилагательных. Побуждать к самостоятельному описанию.
Придумывание слов на букву У.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Нежный подснежник, цветок голубой».
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?», «Закончи

2

2

2

2

17

4
неделя

45.
Перелетные птицы
46.
Кто
прилетел к нам с
песнями?

1
неделя

47.
Мы едем,
едем. едем в…
48.
Пароходом, самолетом

2
неделя

49.
Что там,
выше неба
50.
Кто
летает в космос?

3
неделя

51.
Что там,
под водой?
52.
И в реке и
в море?

предложение». Дорисуй цветок по образцу. Артикуляционное упражнение
«Конфетка».
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Понятие о перелетных птицах.
Рассматривание иллюстрации «Скворечник для птиц». Расширять словарь глаголов.
Обсуждение внешнего вида птиц, их отличий. Побуждать к самостоятельному
описанию.
Придумывание слов на букву И. Поиск карточек со словами на букву И.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Птичка крылышки сложила». Речевые игры:
«Доскажи словечко», «Назови ласково». Игра «Покорми птичку зернышками».
Звукоподражание птицам.
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Апрель
Теория: Знакомство с многообразием транспорта.
Рассматривание карточек с транспортом.
Побуждать к самостоятельному рассказу о любимом транспорте.
Придумывание слов на букву Э. Поиск карточек со словами на букву Э.
Практика: Игра «Волшебный мешочек»: угадай и назови.
«Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко», «Назови ласково»
Дорисуй детали у машины. Артикуляционное упражнение «Лягушка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Теория: Понятие о космосе.
Рассматривание иллюстрации «Ракета в космосе». Расширять словарь
прилагательных. Побуждать к самостоятельному рассказыванию.
Практика: Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5 будем в космос мы играть». Речевые
игры: «Расскажи, Солнце какое?», «Подбор иллюстраций», «Доскажи словечко».
Выкладывание ракеты из счетных палочек по образцу. Артикуляционное
упражнение «Пузырик».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Теория: Формирование интереса к подводному миру.
Рассматривание карточек с рыбами. Обсуждение и закрепление названий рыб.
Побуждать к самостоятельному рассказу о понравившейся рыбке.
Практика: Пальчиковая гимнастика «Плавает в аквариуме рыбка золотая». Игра «Что

2

2

2

2

18

4
неделя

перепутал художник?», «Четвертый лишний». Нарисуй аквариум для рыбки.
Выкладывание рыбы из палочек. Артикуляционное упражнение «Рыбка».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Теория: Знакомство с многообразием мира насекомых.
2
53.
Малыши
Рассматривание и запоминание названий карточек с насекомыми. Обсуждение их
в траве
внешнего вида и отличий.
54.
Опасные
Повторяем гласные звуки и буквы.
и
полезные Практика: Пальчиковая гимнастика «Спал цветок и вдруг проснулся». Речевые игры:
насекомые
«Расскажи, какие бывают насекомые?», «Подбор иллюстраций», «Доскажи
словечко». Дорисуй и раскрась бабочку. Выкладывание жука из счетных палочек по
образцу. Артикуляционное упражнение «Останови лошадку».
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
55. Итоговое Практика: Различать гласные звуки. Называть слова на заданный гласный звук. 2
занятие
Составлять простые предложения из 3-4 слов. Выкладывание простых фигур из
56. Итоговое палочек. Выполнять основные артикуляционные позы, соответствующие возрасту.
занятие
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий.
Итоговое
занятие

19

5. Методические и оценочные материалы
Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы" для детей
дошкольного возраста 5-7 лет спроектирована в соответствии с тремя научными подходами,
являющимися методологией ФГОС ДО:
 культурно-исторический подход (Л.С. Выготский).
 деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В.
Давыдов).


личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин,
А.В. Запорожец).

Структура занятия:
Часть первая: Организационная.
Цель: настроить группу детей на совместную работу, заинтересовать их.
Часть вторая. Вводная.
Цель: развивать наблюдательность, память, мышление, воображение, склонность к
приобретению новых знаний. Основные приемы и методы: рассматривание картин и
предметов, анализ их назначения, показ новых предметов и их описание, пальчиковые игры,
выполнение артикуляционных поз.
Часть третья. Практическая.
Цель: Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Часть четвертая. Итоговая.
Цель: создание чувства удовлетворенности, уверенности в своих силах, сопереживания.
Педагогические технологии
-

Беседа

-

Игры

-

Ролевые игры (деловые)

-

Тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)

-

Системы последовательных заданий

-

Демонстрация

-

Упражнение с объяснением и исправлением ошибок

-

Метод многократного повторения «делай как я»

Методы обучения:
 Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, картографы, плакаты, наборное
полотно)
 Репродуктивные (дидактические игры, сюжетно–ролевые игры, викторины)
 Частично-поисковые (беседы, игры, опыты)

 Исследовательские (рисунки)
Современные образовательные технологии:
 Здоровьесберегающие
 Игровые технологии
 Технологии коллективного творчества
 Информационно коммуникативные технологии
 Личностно – ориентированное обучение
Наглядные средства обучения:
 Дидактические игры
 Игрушки
 Иллюстрации
 Раздаточный и изобразительный материал
 Рабочие листы с заданиями
 Презентации по теме
Оценочные материалы
Формы проведения итогов реализации программы
В работе по Программе дополнительного образования используются общепедагогические
технологии обучения, а также методы наблюдения и анализа продуктов детского творчества.
Мониторинг проводиться в конце срока обучения.
Формы фиксации результатов
Оценка уровня овладения ребенком речевыми навыками
3-4 лет

Артикуляция

голосом
Управление
(темп, ритм)

Дыхание

Мелкая моторика

Фонематический слух

Речевые навыки

Ребенка

Имя

№

Итого по критериям уровни освоения программы
В- высокий С-средний Н-низкий

22

Список литературы
1. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж при
коррекции речевых нарушений – СПб.: КАРО, 2013
2. Османова Г.А., Позднякова Л.А.Игры и упражнения для развития у детей общих речевых
навыков (3-4 года)– СПб.: КАРО, 2013
3. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Учебно-методическое
пособие к рабочей тетради «Раз – словечко, два- словечко / Е.В. Колесникова – М.БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2018
4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010.
(Серия «Уроки логопеда»).
5. Карпова С.И.Развитие речи и познавательных способностей дошкольника. 4-5 лет.- Сфера
, 2012
6. Краузе Е.Н. Практическая логопедия: Конспект занятий по развитию речи у детей
дошкольного возраста – СПб.: Издательство «Корона. Век», 2017
7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004.
8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и
дыхательно-голосовые упражнения. Москва 2005
9. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для
дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – (В помощь логопеду).
10. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика
коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – (Серия «Уроки
логопеда»).
11. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа. Домашняя тетрадь. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
12. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и
навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
13. Ткаченко Т. А. Я говорю правильно. Развивающие сказки о животных. М. УМка, 2017
Интернет источники для учащихся и родителей
https://www.kanal-o.ru/news/9916 - Пальчиковые игры для детей 3-4 лет.
https://mersibo.ru/- Современные онлайн-игры ребенок + родитель
https://www.logoped.ru/skotes28.htm - Развивающие игры и консультации учителей-логопедов.
https://orechi.ru/razvitie-rechi/logopedicheskie-zanyatiya-dlya-detej-4-5-let - Логопедические
занятия для детей 4-5 лет дома: упражнения в картинках и видео.
https://www.kanal-o.ru/news/13456 - Упражнения для игр с детьми дома

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».