Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт – Петербурга Принят Педагогическим советом Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. Утвержден Заведующий______ Е.А.Куликовская Приказ № 50 от «28» августа 2024 г Куликовская Елена Анатольевна C=RO, OU=заведующий, O=ГБДОУ 42, CN=Куликовская Елена Анатольевна, E=dou.42@yandex.ru я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Санкт -Петербург 2024.09.02 17:00:09+03'00' УЧЕБНЫЙ ПЛАН Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт – Петербурга на 2024-2025 учебный год Санкт – Петербург 2024 Пояснительная записка к учебному плану Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт – Петербурга на 2024-2025 учебный год Учебный план – документ, который определяет содержание и организацию образовательного процесса государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 42 Фрунзенского района СПБ (далее ГБДОУ № 42) на 2022-2023 учебный год, с учетом специфики дошкольного образования – отсутствия предметного характера содержания образования на данной ступени, реализации образовательных областей через детские виды деятельности. Учебный план ГБДОУ№ 42 на 2024-2025 учебный год, реализующего образовательную программу дошкольного образования (далее – Образовательная программа Учреждения) разработан в соответствии с нормативными документами: Конвенцией о правах ребенка; Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 с изменениями). Приказом Минобрнауки от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», постановление главного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020; СанПиНом 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 №2 Организованную деятельность по музыкальному развитию проводит музыкальный руководитель, по физическому развитию инструктор по физической культуре, по пяти образовательным областям – воспитатели групп. Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности в Образовательном учреждении. В учебном плане распределено количество и продолжительность занятий, продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, дающее возможность строить его на принципах дифференциации и вариативности. Особенности реализации инвариативной и вариативной части учебного плана. Учебный план составлен с учетом максимально допустимой нагрузки для общеразвивающих 15 групп: 1. 2. 3. 4. 5. I Младшая группа № 1 «Карапузики» I Младшая группа № 2 «Малыши» I Младшая группа № 3 «Лучики» Младшая группа № 1 «Солнышко» Младшая группа № 2 «Радуга» 2 6. Младшая группа № 3 «Буратино» 7. Средняя группа № 1 «Звездочки» 8. Средняя группа № 2 «Светлячки» 9. Средняя группа № 3 «Дюймовочка» 10. Старшая группа№ 1 «Капельки» 11. Старшая группа№ 2 «Полянка» 12. Старшая группа № 3 «Незнайка» 13. Подготовительная группа № 1 «Улыбка» 14. Подготовительная группа № 2 «Искорки» 15. Подготовительная группа № 3 «Белоснежка» Режим работы детского сада - пятидневная рабочая неделя с 12-часовым пребыванием детей в режиме полного дня (с 7.00 час. до 19.00 час.) Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части Программы, разработанной в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»).Вариативная часть сформирована на основе регионального компонента и основана на интеграции парциальных и авторских программ: парциальной программы «Первые шаги» Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» Г, Т. Алифановой. примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5–7 лет» Образовательная деятельность в ДОО включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО. Начало занятий осуществляется во всех возрастных группах и начинается в первой половине дня не ранее 8.00 час. Продолжительность перерывов между занятиями - не менее 10 мин. При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования ЭСО. Занятия в группах раннего возраста (с 2-х до 3-х лет) проводится по подгруппам; в дошкольных группах - со всей группой. В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования составлен в направлениях развития и образования детей (далее образовательные области): Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; 3 Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. Содержание учебного плана. Содержание воспитательно-образовательного процесса обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При построении воспитательно-образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы. Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной и специально организованной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на: усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде). Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Родина", "Природа", "Семья", "Человек", "Жизнь", "Милосердие", "Добро", "Дружба", "Сотрудничество", "Труд". Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания: воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности; воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи; воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции; 4 создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы; поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей. Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования. Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Познавательное развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Человек", "Семья", "Познание", "Родина" и "Природа", что предполагает: воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну); воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы. Образовательная область "Речевое развитие" включает: включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой» понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Культура" и "Красота", что предполагает: 5 владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке). Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое). Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Культура" и "Красота", что предполагает: воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры; становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка; создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности; формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает: приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); 6 воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Физическое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Жизнь", "Здоровье", что предполагает: воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека; формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам; воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств; приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития; формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни. Содержание области «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в процессе совместной деятельности Содержание области «Познавательное развитие» реализуется в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности на занятиях (непрерывной образовательной деятельности): «Мир природы», развитие математических представлений» Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализуется на занятиях (непрерывная образовательная деятельность: «Речевое развитие», «Подготовка к обучению грамоте» (старший дошкольный возраст 5-7 лет); «Восприятие художественной литературы и фольклора» (групп раннего возраста, старшего дошкольного возраста) в целях исключения превышения предельно допустимой нагрузки на ребенка – реализуется в совместной деятельности Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализуется на занятиях и включает в себя рисование, аппликацию, конструирование, лепку (в зависимости от возрастных возможностей и особенностей детей); музыкальное развитие Содержание образовательной области «Физическое развитие» реализуется на занятиях «физическое развитие» Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе (прогулки интенсивной двигательной активности). Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях занятия по физическому развитию организуются на открытом воздухе. Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад №42 Фрунзенского района СПБ и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): - в раннем возрасте (1 г. 6 м. - 3 года) - предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и другие); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоциональнопрактическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, 7 простые подвижные игры); игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения). - для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности: игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативнопознавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); В учебном плане прописана продолжительность занятий во всех возрастных группах в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», постановление главного санитарного врача РФ № 2 от 28. 01.2021: Для детей раннего возраста от 1 г. 6м. до 3 лет не более 10 мин; для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут; для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут; для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут; для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. Занятия с детьми раннего и старшего дошкольного возраста осуществляется в первой и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 10 минут для детей 2-3 лет и 25 мин для детей 5-6 лет. В соответствии с годовым учебным графиком в середине учебного года (январь) и в летний период для воспитанников дошкольных групп организуются «каникулы», во время которых проводится занятия только физического и художественно-эстетического направления (музыкальная, спортивная, изобразительное искусство). Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивается время прогулок в соответствии с погодными условиями. Познавательное и речевое развитие проводится в совместной деятельности с использованием различных технологий. Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, памятные даты, праздники, региональный компонент, традиции дошкольного учреждения). Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнёрской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу» Содержание определённой темы проецируется непосредственно на предметно-развивающую среду. 8 Тематический план ориентирован на реализацию Программы «от простого к сложному» (каждая из тем повторяется на следующем возрастном этапе дошкольного детства, при этом возрастает сложность воспитательных, развивающих и обучающих задач, мера участия в мероприятиях). Проведение педагогического мониторинга Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая педагогические наблюдения, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: сентябрь (стартовая диагностика) (1, 2 неделя – группы дошкольного возраста, 1,2,3 неделя – группы раннего возраста) и апрель (3,4 неделя- подготовительные группы, май (2-3 неделя) (заключительная, финальная). Таким образом, учебный план позволяет сформировать основы базовой культуры личности, обеспечивает всестороннее развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными особенностями детей, подготовку детей к жизни в современном обществе. Образовательный процесс в ГБДОУ №42 направлен на создание единой образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей, их всестороннему развитию. 9 Учебный план на 2024-2025 учебный год Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт –Петербурга № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 Образовательная область Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие музыка Изобразительная деятельность Физическое развитие I младшая группа II младшая группа Средняя группа Старшая группа (1 г.6 м.- до 3х лет) (3-4 года) (4-5 лет) (5-6 лет) в в неделю месяц 8 2 в в неделю месяц 12 3 в год 114 Количество занятий в в в неделю месяц год 12 3 114 в в неделю месяц 12 3 в год 114 в в неделю месяц 16 4 в год 152 2 8 76 1 4 38 1 4 38 2 8 76 3 12 114 4 2 2 16 8 8 152 76 76 4 2 2 16 8 8 152 76 76 4 2 2 16 8 8 152 76 76 4 2 2 16 8 8 152 76 76 5 2 3 20 8 12 190 76 114 2 Социальнокоммуникативное развитие итого Длительность занятий (перерыв 10 мин) в год 76 Подготовительная группа (6-7 лет) 10 8 8 8 12 12 76 2 76 2 76 2+1 114 2+1 Реализуется в совместной деятельности, в режимных моментах, как часть занятия, интегрируется в другие образовательные области 40 380 10 40 380 10 40 380 12 48 456 15 60 10 мин *2 = 20 мин 15 мин *2 = 30 мин 20 мин *2 = 40 мин 25 мин *2 = 50 мин 114 570 30 мин *3 = 1 час 30 мин Объем недельной образовательной нагрузки I половина дня 1 ч 40 мин 6 ч 40 мин 54 часа 2 часа 30 мин 10 часов 90 часов 3 часа 20 мин 13 часов 20 мин 120 часов 5 часов 20 часов 180 часов 7 ч 30 мин 30 часов 270 часов 50 мин 3 ч 20 27 мин часов 2 часа 30 мин 10 часов 90 часов 3 часа 20 мин 13 часов 20 мин 120 часов 4 часа 35 мин 165 часов 7 ч 30 мин 30 часов 270 часов II половина дня 50 мин 3 ч 20 27 мин часов - - - - - - 25 мин 18 часов 20 мин 1 час 10 мин 15 часов - - - 10