Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга Принята на Педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023г Утверждена: Заведующий ГБДОУ №42 ________________/Е.А.Куликовская/ Приказ № 41 от «30» августа 2023г. Куликовская Елена Анатольевна C=RO, OU=заведующий, O=ГБДОУ 42, CN=Куликовская Елена Анатольевна, E=dou.42@yandex.ru я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Санкт -Петербург 2023.09.01 18:59: 04+03'00' Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки» Срок освоения программы:56 часов Возраст обучающихся: 4-5лет Составитель Беляева Ирина Анатольевна педагогдополнительногообразования 1 1. Пояснительная записка Направленность- социально-гуманитарная. Актуальность реализации данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками. Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно. Адресат: обучающиеся в возрасте 4-5 лет. Уровень освоения программы: общекультурный Объем и срок освоения:56 академических часов (где один академический час равен 20 минут для учащихся среднего возраста (4-5 лет). Цель программы совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий. Задачи: Обучающие: -Формировать и развивать речевую активность, фразовую и связную речь, обогащать словарный запас, грамматический строй речи. -Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные). -Научить выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции. -Развить графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму. Развивающие: -Развить мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики, обучить навыку самомассажа кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д. - Формировать и развивать основные движения органов речи у детей (язык, челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики. -Способствовать развитию фонематического слуха: способность дифференцировать звуки; -Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей. Воспитательные: -Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми. -Формировать мотивацию к познавательной деятельности. 2 Планируемые результаты освоения: - развитие речевой активности, увеличение словарного запаса - развитие коммуникативных навыков - развитие выразительности речи, умения владеть голосом - коррекция звуковой стороны речи детей 3-5 лет - выработана четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). - нормализация дыхания: нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. - развитие мелкой моторики рук, выработка ловкости и умение управлять своими движениями. Организационно-педагогические условия реализации Язык реализации программы - русский язык. Форма обучения – очная. Условия набора. Формирование групп одного возраста осуществляется в сентябре учебного года по заявлению родителей (законных представителей). Допускается дополнительный набор всех желающих на основании договора с родителями (законными представителями) воспитанников при наличии свободных мест вгруппе. Количество детей в группе: не более 10 -12 человек Условия формирования групп: все желающие учащиеся ГБДОУ № 42 3-5 лет с возможностью добора детей в группу на место выбывших обучающихся. Занятия проводятся с октября по апрель два раза в неделю во второй половине дня. Кадровые условия реализации программы – педагог дополнительного образования по социально-гуманитарному направлению. Форма организации и проведения занятий: Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы занятия: Игровая ситуация Дидактическая игра Проблемная ситуация Рассматривание презентаций, иллюстраций Конструирование Исследовательская деятельность Интегративная деятельность Форма организации деятельности обучающихся на занятии: Групповые (подгрупповые), включающие в себя совместные действия, общение, взаимопомощь в малых подгруппах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач. индивидуальные, организуется для работы с одаренными детьми, для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся. Особенности организации образовательного процесса: Важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности, обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными, творческими видами деятельности. Педагог создает условия для организации всех видов детской деятельности по интересам и желанию детей. При реализации Программы педагог: продумывает условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка; осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; 3 сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей; планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире; наблюдает, как развивается самостоятельность ребенка и взаимоотношения детей; сотрудничает с родителями. Модели организации образовательного процесса при реализации Программы: Образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми. Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие мероприятия, проектная деятельность. Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации всех видов детской деятельности по интересам и желанию детей. Кадровое обеспечение реализации программы: Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий профессиональное педагогическое образование. Материально-техническое обеспечение программы: Групповое помещение (кабинет) Проектор, доска Столы, стулья (по росту и количеству детей) Природные материалы Наглядные дидактические пособия и игрушки Счетные палочки Наборы букв 4 2.Учебный план Для учащихся 4-5 лет № Название раздела, Количество часов п/п темы Всего Теория Практика контроля 1 2 1 1 Пед.наблюдение 2 Вводное занятие. Наш детский сад Листопад. 2 1 1 Пед.наблюдение 3 Урожай собирай! 2 1 1 Пед.наблюдение 4 Фрукты 2 1 1 Пед.наблюдение 5 Грибы и ягоды 2 1 1 Пед.наблюдение 6 Такие разные игрушки 2 1 1 Пед.наблюдение 7 Домашние животные 2 1 1 Пед.наблюдение 8 Дикие животные 2 1 1 Пед.наблюдение 9 Животные жарких стран 2 1 1 Пед.наблюдение 10 Зимующие птицы и птицы дальних стран 2 1 1 Пед.наблюдение 11 Зимушка зима Зимние забавы Любимый праздник Новый год Карнавальные костюмы Зимняя одежда 2 1 1 Пед.наблюдение 4 2 2 Пед.наблюдение 2 1 1 Пед.наблюдение 14 Правила дорожного движения 2 1 1 Пед.наблюдение 15 Мебель 4 2 2 Пед.наблюдение 16 Посуда 2 1 1 Пед.наблюдение 17 Военные профессии 2 1 1 Пед.наблюдение 18 Признаки весны 2 1 1 Пед.наблюдение 19 Весенний праздник 2 1 1 Пед.наблюдение 20 Первоцветы 2 1 1 Пед.наблюдение 21 Встречаем птиц 2 1 1 Пед.наблюдение 22 Виды транспорта 2 1 1 Пед.наблюдение 12 13 Формы 5 23 Планеты в космосе 2 1 1 Пед.наблюдение 24 Профессии водитель, доктор и парикмахер. 2 1 1 Пед.наблюдение 25 Польза насекомых 2 1 1 Пед.наблюдение 26 Контрольные и итоговые занятия Всего 2 1 1 Пед.наблюдение игры. 56 27 29 Возраст 4-5 лет 4.Календарныйучебныйграфик Дата начала Дата Колиество Количество Всего обучения по окончанияоб учебных учебных учебныхчас программе учения по недель дней ов программе 01.10.2020 30.04.2021 28 56 56 Режимзаняти й (15 минут) 2 раз в неделю 5. Рабочая программа для учащихся 3-4 лет Задачи: 1) Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти с использованием предметов, картинок, геометрических фигур, неречевых звуков и слов и пр. 2) Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики. Развитие кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции. Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Развитие кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов. Развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции. 3) Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия. Формирование понятий «громкое», «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. 4) Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия. Формировать умение распознавать звуки. Обучать детей умению правильно слушать и слышать речевой материал. 5) Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия. 6 Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им. 6) Формирование связной речи. Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?). Развивать умение самостоятельно формулировать вопросы (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?). Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). 7) Развитие фонетической стороны речи. Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. 8) Развитие движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений. Формирование диафрагмального физиологического дыхания. Планируемые результаты: В конце цикла занятий у детей должна выработаться: • Четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). • Сформирована связная речь (может задать простой вопрос, составить простое предложение). • Развито умение распознавать звуки различной направленности. • Развито умение владеть голосом. • Сформирован навык слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия. • Нормализовано дыхания: его ритм, выработан плавный, длительный, экономный выдох. • Развита мелкая моторика рук, выработана ловкость и умение управлять своими движениями. Особенности организации образовательного процесса. Формы работы: групповое занятие, в группе не более 10 -12 человек. Продолжительность занятий: - 15 минут (1 академический час равен 15 минутам) для детей 3-4 лет; (в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями) Для качественного развития детей программой предусмотрено: • возможность выбора дидактических игр. • возможность выбора игрового материала • приобретение опыта речевой деятельности на занятиях. • развитие воображения и фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых минутах занятия, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается 7 занятие подведением итогов, полученных знаний. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, когда педагог вместе с обучающимися выполняет упражнения, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения упражнений, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области. Рабочая программ для учащихся 4-5 лет Задачи 1) Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти с использованием предметов, картинок, геометрических фигур, неречевых звуков и слов и пр. 2) Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики. Развитие кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции. Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Развитие кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов. Развитие кинетической основы артикуляторных движений. Развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции. 3) Формирование мыслительных операций анализа и синтеза. Формирование понимания обобщающего значения слов. («Разложи картинки», «Назови предмет» и пр.) 4) Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия. Формирование понятий «громкое», «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. 5) Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия. Формировать умение распознавать звуки. Обучать детей умению правильно слушать и слышать речевой материал. 6) Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им. 7) Формирование грамматических форм словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Развивать умение называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко). 8) Формирование связной речи. Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?). Развивать умение самостоятельно формулировать вопросы (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?). Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). 9) Развитие фонетической стороны речи. 8 Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. 10) Развитие движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.Формирование диафрагмального физиологического дыхания. Планируемые результаты: В конце цикла занятий у детей должна выработаться: • Четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). • Сформирована связная речь (умеет заканчивать предложение, начатое логопедом. Сформирован навык употребления в речи личных местоимений, умеет составлять простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану). ). • Развито умение распознавать звуки различной направленности. • Развито умение владеть голосом. • Сформирован навык слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия. • Нормализовано дыхания: его ритм, выработан плавный, длительный, экономный выдох. • Формирование понимания обобщающего значения слов. • Развита мелкая моторика рук, выработана ловкость и умение управлять своими движениями. • Умеет понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. • Сформировано понимание простых предлогов, понятие слово и умение оперировать им. Особенности организации образовательного процесса. Формы работы: групповое занятие, в группе не более 10 человек. Продолжительность занятий: - 20 минут (1 академический час равен 20 минутам) для учащихся 4-5 лет; (в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями) Для качественного развития детей программой предусмотрено: • возможность выбора дидактических игр. • возможность выбора игрового материала • приобретение опыта речевой деятельности на занятиях. • развитие воображения и фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых минутах занятия, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие подведением итогов, полученных знаний. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, когда педагог вместе с обучающимися выполняет упражнения, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения упражнений, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области. 9 Содержание программы 4-5 лет Тема 1. Вводное занятие 2. Наш детский сад 3. Листопад 4. Такие разные листочки Содержание занятия Теория: Знакомство с новыми детьми. Формировать умение громко называть свое имя. Выделение первого звука в имени. Формировать навык построения простого предложения. Практика: Самомассаж. Игры: «Угадай, кто тебя позвал», «Доскажи словечко», «Угадай эмоцию» Артикуляционное упражнение «Улыбка», «Трубочка». Дыхательное упражнение «Сдуй листок ». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Признаки осени. Название деревьев: повторение изученных и знакомство с новыми. Формировать интерес к новому. Показ, как делить слова на слоги (хлопки). Формировать навык построения простого предложения. Практика: Самомассаж. Игры: «Угадай листок», «Доскажи словечко». Штриховка осенних листьев. Артикуляционное упражнение «Улыбка», «Трубочка». Дыхательное упражнение «Сдуй листок». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 5. Урожай собирай! 6. Витамины на грядке и на ветке Теория: Повторять название овощей, изучать новые и описывать особенности. 7. Фрукты 8. Экзотические гости 9. В компот или в суп? Теория: Название фруктов: повторение изученных и знакомство с новыми. Формировать интерес к новому. 10. У медведя во бору… Теория: Понятие о съедобных и ядовитых грибах и ягодах садовых и лесных. Побуждать описывать, находить Рассматривание натуральных овощей. Проговаривание их названий. Определение первого звука и количества слогов. Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы пришли в огород…». Игра «Волшебный мешочек: достань то, что я скажу», «Угадай по описанию». Штриховка «овощи».Артикуляционное упражнение «Иголочка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Рассматривание натуральных фруктов, карточек с экзотическими фруктами. Развитие фонематического слуха: различаем Звук Б и П. Практика: Самомассаж. Речевые игры: «Какой твой любимый фрукт?», «Что не так?», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Штриховка «фрукты». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. отличия. 10 11. Гости из леса: какие они? 12. Витамины из леса и сада Расширение словаря прилагательных на тему «ягоды и грибы». Рассматривание карточек с грибами и ягодами. Практика: Речевые игры: «Как выглядит и как называется?», «Что ты приготовишь?», «Чего не стало», «Что не так?». Выкладывание гриба на пенечке из счетных палочек по образцу.Артикуляционное упражнение «Грибочек» или медленно цокаем. Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 13. Во что поиграем? 14. Необычные игрушки Теория: Игрушки. Формирование умения составлять рассказ о своей любимой игрушки. 15. Домашние животные 16. Наши питомцы и не только Теория: Закрепление знаний о домашних животных. 17. Дикие животные 18. Как и где они живут 19. Чем кормить лесных зверей Теория: Дикие животные. Повторение и знакомство с новыми дикими животными. 20. Животные жарких стран 21. Какие разные они (внешний вид) Теория: Формировать понятие о животных жарких стран. Запоминать и описывать. Расширение словаря прилагательных и глагола на тему «игрушки». Развитие фонематического слуха. Называние и дифференцирование похожих по звучанию слов. Практика: Самомассаж. Игра «Волшебный мешочек: достань то, что я скажу», Речевые игры: «Назови непохожее слово», «Какое слово самое длинное». «Угадай загадку и раскрась отгадку». Артикуляционное упражнение «Шарики». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Рассматривание и описание карточек с домашними животными. Расширение словаря прилагательных и глагола на тему «домашние животные». Определение самого длинного слова и количества слогов. Практика:Игра «Прохлопай слоги в словах», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Выкладывание лошади из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Иголочка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Побуждать составлять самостоятельный рассказ на тему «любимое животное, живущее в лесу». Определение самого короткого слова. Практика: Самомассаж. Пальчиковая гимнастика «Жили-были зайчики на лесной опушке». Игра: «Кто больше», «Четвертый лишний». Дорисуй животное. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Расширение словаря прилагательных и глаголов на тему «животные жарких стран». Определение первого звука в словах. Практика: Игры на развитие межполушарных связей «Капитаны».Игра: «Что перепутал художник?», «Что 11 22. Зимующие птицы и птицы дальних стран 23. Что такое зимовка птиц? 24. Зимушка зима 25. Зимние забавы 26. Любимый праздник Новый год 27. Карнавальные костюмы 28. Украшаем елку 29. Зимняя одежда 30. Утепляемся 31. Правила дорожного движения 32. Я катаюсь на умеет делать это животное?», «Назови по описанию». Артикуляционное упражнение «Чистим зубки». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория Знакомство с понятием зимующие птицы и изучение птиц дальних стран. Закрепление их названий и особенностей. Рассматривание и описание карточек с зимующими птицами и птицами дальних стран. Определение самого длинного слова и количества слогов. Практика: Самомассаж. Игра «Прохлопай слоги в словах», Речевые игры: «Назови непохожее слово», «Какое слово самое длинное». Выкладывание лошади из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Птенчик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Зима. Формировать интерес и наблюдение к изменениям в природе. Повторение признаков зимы. Расширение словаря прилагательных. Побуждать самостоятельно составлять рассказ на тему «Изменения в природе». Развитие фонематического слуха: различаем Звук Д и Т. Практика: Отгадывание загадок.Речевые игры: «Что лишнее», «Один-много», «Скажи наоборот», «Назови ласково». Упражнение «Греем ручки». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Праздновании Нового года. Побуждать к самостоятельному составлению предложений о подготовке к празднику, новогодних костюмах и подарках. Придумывание слов на букву А. Практика: Самомассаж. Игра «Найди два одинаковых шарика», «Что перепутал художник», «Закончи предложение», «Укрась свою игрушку». Артикуляционное упражнение «Лошадка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Повторениеназваний теплой одежды. Рассматривание, описание лоскутков тканей и придумывание одежды. Расширение словаря прилагательных. Практика:Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю». Игра: «Назови, что ты надеваешь, когда идешь зимой гулять», «Что лишнее в каждом ряду и почему?». Артикуляционные упражнения «Слоник», «Лягушка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Правилах дорожного движения. Побуждение к самостоятельному рассказу о правилах дорожного движения. Обсуждение дороги от дома до детского сада. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука О в словах. Придумывание слов на букву О. 12 самокате Практика:Игра «Что перепутал художник?», «Скажи наоборот», «Один-много». Рисуем пешеходный переход. Артикуляционное упражнение «Блинчик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 33. Мебель Теория: Названия мебели. Повторение и знакомство с новыми предметами мебели. 34. Бабушкина мебель Расширение словаря прилагательных и глаголов на тему «мебель». Рассматривание и описание карточек с мебелью. Практика: Игры: «Доскажи словечко», «Что не так?», «Найди два одинаковых шкафа». Выкладывание стула или табуретки из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Заборчик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 35. Посуда Теория: Названия посуды. Повторение и знакомство с новой посудой. 36. Готовим на кухне Побуждать называть, описывать посуду. Рассказывать о назначении посуды. 37. Праздничный обед Развитие фонематического слуха: различаем Звук Г и К. Практика:Самомассаж «У бабушки Ягули сковородки и кастрюли». Игра: «Волшебный мешочек: достань и опиши то, что я скажу». Выкладывание кружки с ручкой из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Кошка лакает молоко». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 38. Военные Теория: Многообразие военных профессий. профессии Побуждать описывать внешний вид военных, их службу. Расширение словаря прилагательных. 39. Защитники и на Практика: Пальчиковая гимнастика «Летчик, моряк, пехотинец, танкист». Игры с мячом «Кому что нужно?», суше и на море «Скажи наоборот». «Что забыл нарисовать художник?». Выкладывание танка из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Пузырик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 40. Признаки весны Теория: Повторение признаков весны. Формировать интерес к природе. 41. Зазываем весну Побуждать к описанию изменений в природе. Расширять словарь прилагательных. Рассматривание и обсуждение иллюстрации «Дети в весеннем парке». Развитие фонематического слуха. Узнавание звука И в словах. Придумывание слов на букву И. Практика: Самомассаж «Весна». Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап звенит капель». Речевые игры: «Назови какое?», «Один- много», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Маятник». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. 42. Весенний Теория: Закрепление знаний о праздновании дня 8 марта. праздник Формировать положительный эмоциональный настрой. 43. Подарки любимым Расширение словаря прилагательных. 13 44. Первоцветы 45. Долгожданные и нежные 46. Ура! Прилетели! 47. Встречаем птиц 48. Виды транспорта 49. Прогулка по городу 50. Планеты в космосе 51. Как стать космонавтом Практика:Пальчиковая гимнастика «Для мамы нарисую улыбку озорную». Речевые игры «Собери букет из добрых слов о маме?», «Расскажи как поздравишь маму?». Дорисуй вазу с цветами для мамы. Артикуляционное упражнение «Дотянись до носа». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Повторение названий и описание первоцветов. Рассматривание и описание карточек с весенними цветами. Побуждать к самостоятельному описанию. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука У в словах. Придумывание слов на букву У. Практика: Игры на развитие межполушарных связей «Коза-капуста».Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?», «Распутай: к какому цветку прилетит бабочка». Артикуляционное упражнение «Качели». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Названия перелетных птиц. Повторение и знакомство с новыми перелетными птицами. Рассматривание и описание карточек с прилетающими птицами. Определение самого длинного и короткого слова и количества слогов. Практика: Слушание и отгадывание загадок «Соедини правильно». Речевые игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Прохлопай слоги в словах». Игра «Запутанные картинки: назови, каких птиц ты видишь». Дуть на перышко. Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Теория: Многообразие транспорта. Расширение словаря прилагательных и глагола. Рассматривание игрушечного транспорта. Побуждать к самостоятельному описанию и назначению транспорта. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Э в словах. Придумывание слов на букву Э. Практика:Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5, буду транспорт называть». Игра «Волшебный мешочек: угадай и расскажи», «Что не так?», «Назови одним словом». «Найди две одинаковые машины». Артикуляционное упражнение «Дятел». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Космос. Обобщение знаний о космосе. Рассматривание и обсуждение иллюстрации «Планеты в космосе». Расширять словарь прилагательных. Обсуждение планет, их различий. Побуждать к самостоятельному описанию. Практика:Речевые игры: «Что общего и чем отличаются?», «Соедини картинки похожие по звучанию», «Кто больше». Дорисуй и раскрась свою планету. Артикуляционное упражнение «Маляр». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 14 52. Профессии водитель, доктор и парикмахер. 53. Кем мне стать? 54. Польза насекомых 55. Красивые и ядовитые 56. Итоговое занятие Теория: Формирование интереса к профессиям. Расширение словаря прилагательных и глагола. Рассматривание карточек с профессиями. Побуждать к самостоятельному рассказу о понравившейся профессии. Повторение гласных звуков и букв. Придумывание слов, начинающихся на гласные буквы. Выделение голосом гласных звуков. Практика: Пальчиковая гимнастика «Все профессии нужны, все профессии важны». Игра «Найди инструменты», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот». Выкладывание расчески из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Насекомые. Повторение и знакомство с новыми видами насекомых. Побуждать к самостоятельному описанию знакомых насекомых. Практика:Пальчиковая гимнастика «Дикие пчелы свой мед берегут». Отгадай загадки и раскрась отгадки. Речевые игры: «Кто как передвигается?», «Подбери признак», «Доскажи словечко». Дорисуй жука по образцу. Артикуляционное упражнение «Обезьянка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Практика: Деление слов на слоги. Определение самого длинного и короткого слова. Выделение первого звука в слове. Умение подбирать антонимы, уменьшительно-ласкательную форму существительных. Описывать предмет с помощью прилагательных. Выполнять основные артикуляционные позы, соответствующие возрасту. Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Календарно –тематический план (с детьми 4-5 лет) Дата Раздел /тема /неделя Содержание Кол-во часов план факт Пла нир уе Фактич. дата 15 мая да та 1 неделя 1. Вводное занятие 2. Наш детский сад 1,2 неделя 3. Листопад 4. Такие разные листочки 3 неделя 5. Урожай собирай! 6. Витамины на грядке и на ветке 4 неделя 7. Фрукты 8. Экзотически е гости 9. В компот или в суп? Октябрь Теория: Формировать умение четко произносить свое имя и фамилию, развить интерес к другим детям. Развитие фонематического слуха. Определение первого звука в имени. Практика: Игры на развитие межполушарных связей «Червячок и яблоко». Игра «Что звучит за ширмой?», слушание и отгадывание загадок «Соедини правильно». Раскрашивание предметов.Речевая игра: «Здравствуй, Веселый язычок». Закрепление слов: «приветствия», «вежливых» и т. д. Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Признаки осени. Название деревьев: повторение изученных и знакомство с новыми. Формировать интерес к новому. Показ, как делить слова на слоги (хлопки). Формировать навык построения простого предложения. Практика: Самомассаж. Игры: «Угадай листок», «Доскажи словечко». Штриховка осенних листьев. Артикуляционное упражнение «Улыбка», «Трубочка». Дыхательное упражнение «Сдуй листок». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Повторять название овощей, изучать новые и описывать особенности. Рассматривание натуральных овощей. Проговаривание их названий. Определение первого звука и количества слогов. Практика: Пальчиковая гимнастика «Мы пришли в огород…». Игра «Волшебный мешочек: достань то, что я скажу», «Угадай по описанию». Штриховка «овощи».Артикуляционное упражнение «Иголочка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Теория: Название фруктов: повторение изученных и знакомство с новыми. Формировать интерес к новому. Рассматривание натуральных фруктов, карточек с экзотическими фруктами. Развитие фонематического слуха: различаем Звук Б и П. Практика: Самомассаж. Речевые игры: «Какой твой любимый фрукт?», «Что не так?», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Штриховка «фрукты». 2 3 2 2 16 1-2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Ноябрь 10. У медведя во Теория: Понятие о съедобных и ядовитых грибах и ягодах садовых и лесных. бору… Побуждать описывать, находить отличия. 11. Гости из Расширение словаря прилагательных на тему «ягоды и грибы». леса: какие Рассматривание карточек с грибами и ягодами. они? Практика: Речевые игры: «Как выглядит и как называется?», «Что ты 12. Витамины из приготовишь?», «Чего не стало», «Что не так?». Выкладывание гриба на пенечке из леса и сада счетных палочек по образцу.Артикуляционное упражнение «Грибочек» или медленно цокаем. Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 13. Во что Теория: Игрушки. Формирование умения составлять рассказ о своей любимой поиграем? игрушки. 14. Необычные Расширение словаря прилагательных и глагола на тему «игрушки». игрушки Развитие фонематического слуха. Называние и дифференцирование похожих по звучанию слов. Практика: Самомассаж. Игра «Волшебный мешочек: достань то, что я скажу», Речевые игры: «Назови непохожее слово», «Какое слово самое длинное». «Угадай загадку и раскрась отгадку». Артикуляционное упражнение «Шарики». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 15. Домашние Теория: Закрепление знаний о домашних животных. животные Рассматривание и описание карточек с домашними животными. 16. Наши Расширение словаря прилагательных и глагола на тему «домашние животные». питомцы и Определение самого длинного слова и количества слогов. не только Практика:Игра «Прохлопай слоги в словах», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Выкладывание лошади из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Иголочка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Декабрь 17. Дикие Теория: Дикие животные. Повторение и знакомство с новыми дикими животными. животные Побуждать составлять самостоятельный рассказ на тему «любимое животное, 18. Как и где живущее в лесу». 4 2 2 2 17 они живут 19. Чем кормить лесных зверей 2 неделя 3 неделя 4 неделя 2-3 неделя Определение самого короткого слова. Практика: Самомассаж. Пальчиковая гимнастика «Жили-были зайчики на лесной опушке». Игра: «Кто больше», «Четвертый лишний». Дорисуй животное. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 20. Животные Теория: Формировать понятие о животных жарких стран. Запоминать и описывать. жарких Расширение словаря прилагательных и глаголов на тему «животные жарких стран». стран Определение первого звука в словах. 21. Какие Практика: Игры на развитие межполушарных связей «Капитаны».Игра: «Что разные они перепутал художник?», «Что умеет делать это животное?», «Назови по описанию». (внешний Артикуляционное упражнение «Чистим зубки». вид) Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 22. Зимующие Знакомство с понятием зимующие птицы и изучение птиц дальних стран. птицы и Закрепление их названий и особенностей. птицы Рассматривание и описание карточек с зимующими птицами и птицами дальних дальних стран. стран Определение самого длинного слова и количества слогов. 23. Что такое Практика: Самомассаж. Игра «Прохлопай слоги в словах», Речевые игры: «Назови зимовка непохожее слово», «Какое слово самое длинное». Выкладывание лошади из счетных птиц палочек. Артикуляционное упражнение «Птенчик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 24. Зимушка Теория: Зима. Формировать интерес и наблюдение к изменениям в природе. зима Повторение признаков зимы. 25. Зимние Расширение словаря прилагательных. забавы Побуждать самостоятельно составлять рассказ на тему «Изменения в природе». Развитие фонематического слуха: различаем Звук Д и Т. Практика: Отгадывание загадок.Речевые игры: «Что лишнее», «Один-много», «Скажи наоборот», «Назови ласково». Упражнение «Греем ручки». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Январь 26. Любимый Теория: Праздновании Нового года. праздник Побуждать к самостоятельному составлению предложений о подготовке к Новый год празднику, новогодних костюмах и подарках. 2 2 2 4 18 27. Карнавальны е костюмы 28. Украшаем елку 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя Придумывание слов на букву А, звук А, артикуляция Практика: Самомассаж. Игра «Найди два одинаковых шарика», «Что перепутал художник», «Закончи предложение», «Укрась свою игрушку». Артикуляционное упражнение «Лошадка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 29. Зимняя Теория: Повторениеназваний теплой одежды. одежда Рассматривание, описание лоскутков тканей и придумывание одежды. 30. Утепляемся Расширение словаря прилагательных. Практика:Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю». Игра: «Назови, что ты надеваешь, когда идешь зимой гулять», «Что лишнее в каждом ряду и почему?». Артикуляционные упражнения «Слоник», «Лягушка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Февраль 31. Правила Теория: Правилах дорожного движения. дорожного Побуждение к самостоятельному рассказу о правилах дорожного движения. движения Обсуждение дороги от дома до детского сада. 32. Я катаюсь на Развитие фонематического слуха. Узнавание звука О в словах. Придумывание слов самокате на букву О. Практика:Игра «Что перепутал художник?», «Скажи наоборот», «Один-много». Рисуем пешеходный переход. Артикуляционное упражнение «Блинчик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 33. Мебель Теория: Названия мебели. Повторение и знакомство с новыми предметами мебели. 34. Бабушкина Расширение словаря прилагательных и глаголов на тему «мебель». мебель Рассматривание и описание карточек с мебелью. Практика: Игры: «Доскажи словечко», «Что не так?», «Найди два одинаковых шкафа». Выкладывание стула или табуретки из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Заборчик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 35. Посуда Теория: Названия посуды. Повторение и знакомство с новой посудой. 36. Готовим на Побуждать называть, описывать посуду. Рассказывать о назначении посуды. кухне Развитие фонематического слуха: различаем Звук Г и К. 37. Праздничны Практика:Самомассаж «У бабушки Ягули сковородки и кастрюли». Игра: й обед «Волшебный мешочек: достань и опиши то, что я скажу». Выкладывание кружки с 2 2 2 2 19 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя ручкой из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Кошка лакает молоко». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 38. Военные Теория: Многообразие военных профессий. профессии Побуждать описывать внешний вид военных, их службу. Расширение словаря 39. Защитники прилагательных. и на суше и Практика: Пальчиковая гимнастика «Летчик, моряк, пехотинец, танкист». Игры с на море мячом «Кому что нужно?», «Скажи наоборот». «Что забыл нарисовать художник?». Выкладывание танка из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Пузырик». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. Март 40. Признаки Теория: Повторение признаков весны. Формировать интерес к природе. весны Побуждать к описанию изменений в природе. Расширять словарь прилагательных. 41. Зазываем Рассматривание и обсуждение иллюстрации «Дети в весеннем парке». весну Развитие фонематического слуха. Узнавание звука И в словах. Придумывание слов на букву И. Практика: Самомассаж «Весна». Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап звенит капель». Речевые игры: «Назови какое?», «Один- много», «Доскажи словечко», «Назови ласково». Артикуляционное упражнение «Маятник». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. 42. Весенний Теория: Закрепление знаний о праздновании дня 8 марта. праздник Формировать положительный эмоциональный настрой. 43. Подарки Расширение словаря прилагательных. любимым Практика:Пальчиковая гимнастика «Для мамы нарисую улыбку озорную». Речевые игры «Собери букет из добрых слов о маме?», «Расскажи как поздравишь маму?». Дорисуй вазу с цветами для мамы. Артикуляционное упражнение «Дотянись до носа». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 44. Первоцветы Теория: Повторение названий и описание первоцветов. 45. Долгождан- Рассматривание и описание карточек с весенними цветами. Побуждать к ные и самостоятельному описанию. нежные Развитие фонематического слуха. Узнавание звука У в словах. Придумывание слов на букву У. Практика: Игры на развитие межполушарных связей «Коза- 2 2 2 2 20 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 капуста».Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?», «Распутай: к какому цветку прилетит бабочка». Артикуляционное упражнение «Качели». Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. 46. Ура! Теория: Названия перелетных птиц. Повторение и знакомство с новыми Прилетели! перелетными птицами. 47. Встречаем Рассматривание и описание карточек с прилетающими птицами. птиц Определение самого длинного и короткого слова и количества слогов. Практика: Слушание и отгадывание загадок «Соедини правильно». Речевые игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Прохлопай слоги в словах». Игра «Запутанные картинки: назови, каких птиц ты видишь». Дуть на перышко. Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение. Апрель 48. Виды Теория: Многообразие транспорта. транспорта Расширение словаря прилагательных и глагола. Рассматривание игрушечного 49. Прогулка по транспорта. городу Побуждать к самостоятельному описанию и назначению транспорта. Развитие фонематического слуха. Узнавание звука Э в словах. Придумывание слов на букву Э. Практика:Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3, 4, 5, буду транспорт называть». Игра «Волшебный мешочек: угадай и расскажи», «Что не так?», «Назови одним словом». «Найди две одинаковые машины». Артикуляционное упражнение «Дятел». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 50. Планеты в Теория: Космос. Обобщение знаний о космосе. космосе Рассматривание и обсуждение иллюстрации «Планеты в космосе». Расширять 51. Как стать словарь прилагательных. Обсуждение планет, их различий. Побуждать к космонавтом самостоятельному описанию. Практика:Речевые игры: «Что общего и чем отличаются?», «Соедини картинки похожие по звучанию», «Кто больше». Дорисуй и раскрась свою планету. Артикуляционное упражнение «Маляр». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 52. Профессии Теория: Формирование интереса к профессиям. 2 2 2 2 21 неделя 4 неделя водитель, доктор и парикмахер. 53. Кем мне стать? Расширение словаря прилагательных и глагола. Рассматривание карточек с профессиями. Побуждать к самостоятельному рассказу о понравившейся профессии. Повторение гласных звуков и букв. Придумывание слов, начинающихся на гласные буквы. Выделение голосом гласных звуков. Практика: Пальчиковая гимнастика «Все профессии нужны, все профессии важны». Игра «Найди инструменты», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот». Выкладывание расчески из счетных палочек. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 54. Польза Теория: Насекомые. Повторение и знакомство с новыми видами насекомых. 2 насекомых Побуждать к самостоятельному описанию знакомых насекомых. 55. Красивые и Практика:Пальчиковая гимнастика «Дикие пчелы свой мед берегут». Отгадай ядовитые загадки и раскрась отгадки. Речевые игры: «Кто как передвигается?», «Подбери признак», «Доскажи словечко». Дорисуй жука по образцу. Артикуляционное упражнение «Обезьянка». Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 56. Итоговое Практика: Деление слов на слоги. Определение самого длинного и короткого слова. 1 занятие Выделение первого звука в слове. Умение подбирать антонимы, уменьшительноласкательную форму существительных. Описывать предмет с помощью прилагательных. Выполнять основные артикуляционные позы, соответствующие возрасту. Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества выполнения заданий. 22 6. Методические и оценочные материалы Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы" для детей дошкольного возраста 5-7 лет спроектирована в соответствии с тремя научными подходами, являющимися методологией ФГОС ДО: культурно-исторический подход (Л.С. Выготский). деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов). личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). Структура занятия: Часть первая: Организационная. Цель: настроить группу детей на совместную работу, заинтересовать их. Часть вторая. Вводная. Цель: развивать наблюдательность, память, мышление, воображение, склонность к приобретению новых знаний. Основные приемы и методы: рассматривание картин и предметов, анализ их назначения, показ новых предметов и их описание, пальчиковые игры, выполнение артикуляционных поз. Часть третья. Практическая. Цель: Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности. Часть четвертая. Итоговая. Цель: создание чувства удовлетворенности, уверенности в своих силах, сопереживания. Педагогические технологии - Беседа - Игры - Ролевые игры (деловые) - Тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе) - Системы последовательных заданий - Демонстрация - Упражнение с объяснением и исправлением ошибок - Метод многократного повторения «делай как я» Методы обучения: Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, картографы, плакаты, наборное полотно) Репродуктивные (дидактические игры, сюжетно–ролевые игры, викторины) Частично-поисковые (беседы, игры, опыты) 23 Исследовательские (рисунки) Современные образовательные технологии: Здоровьесберегающие Игровые технологии Технологии коллективного творчества Информационно коммуникативные технологии Личностно – ориентированное обучение Наглядные средства обучения: Дидактические игры Игрушки Иллюстрации Раздаточный и изобразительный материал Рабочие листы с заданиями Презентации по теме Оценочные материалы Формы проведения итогов реализации программы В работе по Программе дополнительного образования используются общепедагогические технологии обучения, а также методы наблюдения и анализа продуктов детского творчества. Мониторинг проводиться в конце срока обучения. Формы фиксации результатов Оценка уровня овладения ребенком речевыми навыками 4-5 лет Артикуляция голосом Управление (темп, ритм) Дыхание Мелкая моторика Фонематический слух Речевые навыки Ребенка Имя № Итого по критериям уровни освоения программы 3б –присутствует, 2б – частично сформировано, 1б – в начальной стадии В- высокий (18 -13 баллов) С-средний (12- 7 б )- Н-низкий (6 -0 б) 24 Список литературы 1. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений – СПб.: КАРО, 2013 2. Османова Г.А., Позднякова Л.А.Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года)– СПб.: КАРО, 2013 3. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз – словечко, два- словечко / Е.В. Колесникова – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. (Серия «Уроки логопеда»). 5. Карпова С.И.Развитие речи и познавательных способностей дошкольника. 4-5 лет.- Сфера , 2012 6. Краузе Е.Н. Практическая логопедия: Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста – СПб.: Издательство «Корона. Век», 2017 7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004. 8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва 2005 9. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – (В помощь логопеду). 10. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – (Серия «Уроки логопеда»). 11. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа. Домашняя тетрадь. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 12. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 13. Ткаченко Т. А. Я говорю правильно. Развивающие сказки о животных. М. УМка, 2017 Интернет источники для учащихся и родителей https://www.kanal-o.ru/news/9916 - Пальчиковые игры для детей 3-4 лет. https://mersibo.ru/- Современные онлайн-игры ребенок + родитель https://www.logoped.ru/skotes28.htm - Развивающие игры и консультации учителей-логопедов. https://orechi.ru/razvitie-rechi/logopedicheskie-zanyatiya-dlya-detej-4-5-let - Логопедические занятия для детей 4-5 лет дома: упражнения в картинках и видео. https://www.kanal-o.ru/news/13456 - Упражнения для игр с детьми дома 25