Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевой деятельности Фрунзенского района Санкт-Петербурга Принята решением Педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Утверждена заведующий _____ Е.А. Куликовская Приказ № 41 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-логопедической помощи детям 6 - 7 лет с фонетическим недоразвитием речи в организационной форме «логопедический пункт» на 2023-2024 учебный год Составитель: учитель-логопед Семенова Таисия Анатольевна Санкт-Петербург 2023 год Содержание № п/п Наименование разделов Стр. 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Принципы и подходы к формированию «Программы» 3 1.3 Цель и задачи реализации «Рабочей программы» 4 1.4 Характеристики, значимые для разработки и реализации 4 «Программы» 1.5 Планируемые результаты освоения «Программы» 5 2. Содержательный раздел 2.1 Логопедическая работа по коррекции фонетического 8 недоразвития речи у детей 6-7 лет 2.1.1 Подготовительный этап логопедической работы 8 2.1.2 Основной этап логопедической работы 9 2.2 Планирование групповой коррекционно-образовательной деятельности (первое 13 полугодие) 2.3 Планирование групповой коррекционно-образовательной деятельности (второе 23 полугодие) 2.4 2.5 Перспективный план сотрудничества с семьей 32 Планирование индивидуальной логопедической работы по 33 коррекции нарушения звукопроизношения у детей с ФНР 3. Организационный раздел 3.1 Перечень игр и игровых упражнений 35 3.2 Перечень детского литературного материала 38 3.3 Перечень иллюстрированного материала 39 3.4 Перечень методической литературы для реализации 40 программы 2 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка «Рабочая программа» обеспечивает образовательную деятельность в группе для детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) с учетом особенностей возраста и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Она обеспечивает работу по коррекции нарушения речи. «Рабочая программа» содержит материал для организации коррекционноразвивающей деятельности в группах для дошкольников 6-7 лет. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В последнее время возросло количество дошкольников с нарушениями речи, эти нарушения приводят к вторичным нарушениям уже в школьный период. Для того, чтобы этих проявлений не происходило и была создана «Рабочая программа», которая позволяет проводить своевременную диагностику речевого развития дошкольников, а также проводить ряд коррекционноразвивающих мероприятий по преодолению нарушений речи. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». «Рабочей программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Принципы и подходы к формированию «Программы» Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО: - Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. - Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования. - Содействие и сотрудничество детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. - Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. - Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 3 Цель и задачи реализации «Рабочей программы» Цель реализации «Рабочей программы» - проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ФНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Задачи «Рабочей программы»: - помочь педагогам дошкольного образования в психологопедагогическом изучении детей с речевыми расстройствами; - способствовать общему развитию дошкольников с ФНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе; - создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; - обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром; - способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех участников педагогического процесса (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя), а также при участии родителей в реализации программных требований. Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ФНР психологическую готовность к обучению в школе. Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы» В группу ФНР (фонетическое недоразвитие речи) берутся дети с нарушением произношения до 4-х звуков, это могут быть звуки одной фонетической группы (свистящие, шипящие, сонорные звуки) или звуки, принадлежащие к разным фонетическим группам, например: ш замещается на с и р – отсутствует. Все остальные компоненты речевой функциональной системы могут быть нарушены, но незначительно. Так у детей с ФНР может быть неточность употребления обобщающих понятий, трудности в выделении звуков на фоне слова, некоторые грамматические ошибки, но оно носят незначительный характер и в условиях совместной деятельности детей с логопедом быстро исчезают. 4 Дети с ФНР попадают в группу через ТМППК, по результатам диагностики речевого развития, которую проводят специалисты рабочей группы (логопеды). Дети зачисляются в группу ФНР сроком на один год с возможностью пребывания в группе полгода (дети, которые часто болеют или в силу своих индивидуальных особенностей не могут за полгода усвоить программу, продеваются еще на полгода). Основная часть детей, набранных на 2023-2024 учебный год, характеризуются нарушением произношения сонорных звуков ([р]) и [л]) и наименьшая часть – свистящих и шипящих звуков. Все дети делятся на две группы: группа детей, которая занимается в первом полугодии, и группа детей, которая занимается во втором полугодии (приложение №1). В начале года дети проходят диагностику по глубокому изучению состояния речевой функциональной системы, данные вносятся в единую речевую карту (смотри приложение №2). Составляется расписание коррекционно-развивающих занятий (приложение №3). Разрабатывается планирование индивидуальных занятий (приложение №4). В конце года подводятся результаты коррекционно-логопедической работы и на основе мониторинга делаются соответствующие выводы о результативности работы по программе в виде диаграмм. Планируемые результаты Речевое развитие Ребенок: обладает мотивацией к школьному обучению; усваивает значения новых слов; употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные; подбирает слова с противоположным и сходным значением; употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели; подбирает однокоренные слова, образовывает сложные слова; строит простые распространенные предложения с однородными членами, простейшие вида сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; составляет различные виды описательных рассказов; осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков; владеет простыми формами фонематического анализа; владеет понятием «слово», «слог», «предложение»; составляет графические схемы слогов, слов, предложений; 5 знает печатные буквы (без употреблений алфавитных названий); правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); воспроизводит слова с различной звукослоговой структурой. Социально-коммуникативное развитие Ребенок: проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и пр.; выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику; регулирует сове поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнёрства, взаимопомощи, взаимной поддержки; отстаивает в играх знания, полученные в ходе наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, мультфильмами и пр.; переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре; стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого. Познавательное развитие Ребенок: • обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношений элементов конструкции, умеет отражать их в речи; • использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной инструкции: словесное сопровождение и словесное планирование деятельности; • самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа; • воссоздаёт целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов; 6 • владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах 10, знает цифры, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи; • определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, надо мной, , подо мной), геометрические фигуры и тела; • определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь); • использует в речи простые математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы «не»; • владеет разными видами конструирования: из бумаги, природного материала, деталей конструктора. Художественно-эстетическое развитие Ребенок: • знает основные цвета и оттенки; • понимает доступные произведения искусства: картины, иллюстрации к сказкам и рассказам; • понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции; • проявляет интерес к музыке и к музыкальным инструментам; • воспринимает музыку, художественную литературу; • сопереживает персонажам художественных произведений. Физическое развитие Ребенок: • выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых; • осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе проведения физкультминуток; • знает и подчиняется правилам подвижных игр. • знает элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, в двигательном режиме, при формировании полезных привычек. 7 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Логопедическая работа по коррекции фонетического недоразвития речи у детей 6-7 лет 2.1.1 Подготовительный этап логопедической работы Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Усвоение объемных и плоскостных геометрических форм. Усвоение величин предметов. Обозначение величины предметов словом. Усвоение цветов и цветовых оттенков. Обозначение цвета и оттенка словом. Определение пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева и пр.), расположение предмета по отношению к себе. Обозначение пространственного расположения предметов словом. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову). Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти с использованием предметов, картинок, геометрических фигур, неречевых звуков и слов и пр. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики. Развитие кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции. Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Развитие кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов. Развитие кинетической основы артикуляторных движений. Развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза., сравнения, обобщения, классификации. 8 Учить детей обобщать конкретные понятия («Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы» и пр.) Обучение установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку» и пр.). Обучение детей иносказательного смысла загадок. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Формирование понятий «длинное», «короткое», «громкое», «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия. Учить распознавать звуки. Обучать детей умению правильно слушать и слышать речевой материал. Формирование четкого слухового образа звука. 3.1.1. Основной этап логопедической работы Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи. Усвоение значения слов о предметах и явлениях окружающего мира. Учить дифференциации в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме единственного и множественного числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи. Кто моется, кто моет и пр.»). обучение различению в импрессивной речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик будет есть» и пр.). Обучение детей различению предлогов за-перед, за-у, под-из-за и пр. Учить понимать значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения. Формировать понимание значений приставок с-, у-. под-, от-, за-. по-, 9 пере-, до- и их различение («Покажи, где мальчик входит в дом», «Покажи, где птичка подлетает к клетке» и пр.). Формировать умение понимать вопросы по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций). Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи. Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных: один, два, , …, девять. Обучать детей умению подбирать слова с противоположным значением (стоять-бежать, войти-выйти, далеко-близко и пр.). Обучать детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, стекло, резина и пр.). Обучать детей осмыслению образных выражений в загадках. Формирование у детей умения употреблять многозначные слова (ножка стула – ножка гриба, ручка двери – ручка зонта и пр.). Формирование грамматических форм словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Учить детей правильному употреблению глаголов изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет – моется, одевает – одевается и т.д.). Учить детей навыку согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах. Учить детей правильно употреблять словосочетания, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное. Учить детей образовывать глаголы при помощи приставок (с-, у-. под-, от-, за-. по-, пере-, до-). Учить детей образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффиксов –ин-, -и- и относительных прилагательных с суффиксами –ов-н-, -ан-, -енн- (заяц – заячий, волк – волчий. Учить детей образовывать качественные прилагательные с помощью суффиксов -ив-, -чив-, -лив-. – оват-, -еньк- (красивый, дождливый беленький и пр.). Обучать детей подбору однокоренных слов (зима – зимний – зимующие – зимушка и пр.). Обучать детей образованию сложных слов (листопад, снегопад, мясорубка и пр.) Формирование синтаксической структуры предложения. Учить детей правильно строить простые предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и 10 сложноподчиненных предложений с использованием союзов а, потому что, если и пр. (Цветы засохли, потому что их не поливали). Формирование связной речи. Учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам, картинам и т.д. Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях. Формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем – звуков, с которыми проводилась коррекционная работа. Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение первого и последнего звука в слове). Учить детей навыку фонематического анализа и синтеза звукосочетаний. Знакомить детей с понятием «слово» и «слог». Учить детей определять количество слогов в слове. Учить правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов типа: клумба, кружка, спутник и пр. Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений. Формирование диафрагмального физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания. Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки и не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения типа «Загони мяч в ворота», задуй свечу») и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе. И т.д.) 11 Отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи. Отработка мягкой атаки голоса. Обучение грамоте. Формирование мотивации к школьному обучению. Знакомство с понятием «предложение», составление графических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трех слов без предлога, простое предложение из трех слов с предлогом). Обучение составлению графических схем слогов и слов.. Развитие звукового анализа и синтеза. Знакомство с элементарными правилами правописания: в конце предложения – точка, в начале предложения заглавная буква. Знакомство с печатными предложениями (без алфавитных названий). Обучение графическому начертанию букв. Составление, печатание и чтение: сочетаний из двух букв, обозначающие гласные буквы (АУ) сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ) сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА) односложных слов по типу СГС (КОТ) 12 Планирование подгрупповой коррекционно-логопедической деятельности на 2023/2024 учебный год (первое полугодие) 13 Сентябрь (3-я, неделя) № Занятия 1 2 Развитие фонетикофонематического строя речи Звук [А]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [А] в слове (начало, середина, конец) Звук [О]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [О] в слове (начало, середина, конец) Развитие лексического строя речи Расширение словарного запаса по теме «Детский сад» Расширение словарного запаса по теме «Детский сад» Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики - Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами Д/И «Ласковые дети» - Словоизменение: Изменение существительных по падежам - Образование глаголов прошедшего времени Д/И «Кукла сделала» - Составление описательного рассказа по мнемотаблице. Развитие неречевых психических функций Пальчиковая гимнастика Обводка и штриховка предметов по теме «Детский сад» «Четвертый лишний» «Что изменилось?» Развитие пространственных представлений «Нарисуй, там, где я скажу» Пальчиковая гимнастика Обводка и штриховка предметов по теме «Детский сад» «Четвертый лишний» «Что изменилось?» Развитие пространственных представлений «Нарисуй, там, где я скажу» Сентябрь (4-я неделя) № Занятия 3 4 Развитие фонетикофонематического строя речи Звук [У]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [У] в слове (начало, середина, конец) Звук [И]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [И] в слове (начало, середина, конец) Развитие лексического строя речи Расширение словарного запаса по теме «Дом и что в нем» Расширение словарного запаса по теме «Дом и что в нем» Развитие грамматического строя речи - Образование однокоренных сущ-ных: дом- домовой, домишко и т.д. Д/И «В гостях» Согласование числит. с сущ. (пять домов, стульев и т.д.) Д/И «Угадай, чей дом?» - Составление описательного рассказа по мнемотаблице Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций 1.Штриховка избушки 2.Пальчиковая гимнастика. 1.«Найди отличия» 2.Развитие пространственных представлений «Нарисуй, там, где я скажу» 1.Штриховка замка 2.Пальчиковая гимнастика. 1.«Что перепутал художник» 2. «Помоги зайчику найти дорогу домой» 14 Октябрь (1-я, неделя) № Занятия 5 Развитие фонетикофонематического строя речи Звук [Э]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [Э] в слове (начало, середина, конец) 8 Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций - Образование существительных единственного и множественного числа Д/И «Один – много» - Образование относительных прилагательных по теме «Деревья» 1.Штриховка листика клена. 2.Пальчиковая гимнастика. Расширение словарного запаса по теме «Осень. Деревья» - Согласование существительных с числительными. Д/И «1,2,3 – сосчитаем до пяти» - Составление описательного рассказа по мнемотаблице Штриховка листика дуба. Пальчиковая гимнастика. Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Определение первого согласного звука в словах по лексической теме. Расширение словарного запаса по теме «Части тела» 1.Обведи только правые ладошки 2.Пальчиковая гимнастика. «Нарисуй эмоции» «Найди ошибку» Отгадывание загадок. Подбор картинок со звуками, отрабатываемыми на индивидуальных занятиях. Расширение словарного запаса по теме «Части тела» - Образование существительных единственного и множественного числа Д/И «Один – много» - Образование относительных прилагательных по теме «Части тела» - Согласование существительных с числительными. Д/И «1,2,3 – сосчитаем до пяти» - Составление описательного рассказа «Дорисуй чего не хватает» Пальчиковая гимнастика. Найди отличия «Мальчики и девочки» «Повтори за мной» цепочка слов по теме. Отгадывание загадок. 6 7 Развитие грамматического строя речи Расширение словарного запаса по теме «Осень. Деревья» Звук [Ы]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [Ы] в слове (начало, середина, конец) Октябрь (2-я неделя) № Занятия Развитие лексического строя речи 1.«Четвертый лишний» признаки осени. 2.«Кто больше найдет деревьев?» зашумленные. 3.«Что перепутал художник?» (по теме «Времена года». 1.«Что изменилось?» 2.«Четвертый лишний» признаки осени. 3.Отгадывание загадок. 15 Октябрь (3-я неделя) № занятия 9 10 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Звук [П]. Выделение из слов. Определение места звука [П] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Овощи. Огород» Штриховка овоща. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». «Четвертый лишний» «Кто больше найдет овощей» - зашумленные. Отгадывание и толкование загадок об овощах. Звук [Т]. Выделение из слов. Определение места звука [Т] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Овощи. Огород» - Образование существительных единственного и множественного числа Д/И «Один – много» - Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами. Д/и «Ласковые дети» - Образование притяжательных прилагательных Д/и «Варим суп» - Составление описательного рассказа по мнемотаблице. Штриховка овоща. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». «Четвертый лишний» «Кто больше найдет овощей» - зашумленные. Отгадывание и толкование загадок об овощах. Октябрь 4-я № Занятия 11 12 Развитие фонетикофонематического строя речи Звук [Г]. Выделение из слов. Определение места звука [Г] в слове (начало, середина, конец) Звук [К]. Выделение из слов. Определение места звука [К] в слове (начало, середина, конец) Развитие лексического строя речи Расширение словарного запаса по теме «Фрукты, сад» Расширение словарного запаса по теме «Фрукты, сад» Развитие грамматического строя речи - Образование существительных единственного и множественного числа Д/И «Один – много» - Образование относительных прилагательных. Д/и «Варим, варим мы варенье» - Согласование существительных с прилагательными. Д/И «Какой, какая, какие» - Составление описательного рассказа по мнемотаблице. Развитие мелкой моторики Штриховка фруктов. Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Штриховка фруктов. Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Развитие неречевых психических функций «Четвертый лишний». «Кто больше найдет фруктов» - зашумленные. «Повтори за мной» (цепочка из слов – названий фруктов») «Четвертый лишний». «Кто больше найдет фруктов» - зашумленные. «Повтори за мной» (цепочка из слов – названий фруктов») 16 Ноябрь 1-я неделя № Занятия 13 Развитие фонетикофонематического строя речи Звук [Б]. Выделение из слов. Определение места звука [Б] в слове (начало, середина, конец) 14 Звук [Д]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [Д] в слове (начало, середина, конец) Развитие лексического строя речи Расширение словарного запаса по теме «Перелетные птицы» Расширение словарного запаса по теме «Перелетные птицы» Развитие грамматического строя речи - Составление предложений с предлогами. Д/и «Бабочка и грибок» - Образование существительных единственного и множественного числа Д/И «Один – много» - Согласование существительных с числительными Д/И «1,2,3 – сосчитаем до пяти. - Составление описательного рассказа по мнемотаблице Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Штриховка изображения жука. Игры с прищепками. Пальчиковая гимнастика «паучок» «Четвертый лишний» «Кто больше найдет насекомых» зашумленные «Кто летает?» Штриховка изображения жука. Игры с прищепками. Пальчиковая гимнастика «паучок» «Четвертый лишний» «Кто больше найдет насекомых» зашумленные «Кто летает?» Ноябрь 2-я неделя № Занятия 15 16 Развитие фонетикофонематического строя речи Определение первого ударного гласного звука в словах. Называние слов со звуками, отрабатываемыми на индивидуальных занятиях. Развитие лексического строя речи Расширение словарного запаса по теме «Зимующие птицы» Расширение словарного запаса по теме «Зимующие птицы» Развитие грамматического строя речи - Образование притяжательных прилагательных. Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?». - Составление предложений с предлогами. - Образование приставочных глаголов - Составление описательного рассказа по мнемотаблице. Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Штриховка изображения птиц. Игры с пуговицами. «Четвертый лишний» «Кто больше найдет птиц» - зашумленные. «Будь внимательным» (перелетные и зимующие птицы). Штриховка изображения птиц. Игры с пуговицами. «Четвертый лишний» «Кто больше найдет птиц» - зашумленные. «Будь внимательным» (перелетные и зимующие птицы). 17 Ноябрь 3-я неделя № Занятия 17 18 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Звук [М]. Выделение из слов. Определение места звука [М] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Ягоды и грибы. Лес осенью» Штриховка изображения гриба. Игры с пуговицами. Пальчиковая гимнастика. «Мы по ягоды ходили» «Четвертый лишний». «Что лишнее?» (лесные и садовые ягоды Звук [Н]. Выделение из слов. Определение места звука [Н] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Ягоды и грибы. Лес осенью» - Образование относительных прилагательных. - Составление предложений с предлогами. - Согласование существительных с числительными. Д/И «1,2,3 – сосчитаем до пяти» - Составление описательного рассказа по мнемотаблице. Штриховка изображения гриба. Игры с пуговицами. Пальчиковая гимнастика. «Мы по ягоды ходили» «Четвертый лишний». «Что лишнее?» (лесные и садовые ягоды Ноябрь 4-я неделя № Занятия 19 20 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Определение первого согласного звука в словах по лексической теме. Расширение словарного запаса по теме «Домашние животные» Штриховка изображения дикого животного. Пальчиковая гимнастика «Это ежик в лес пошел...» Подбор картинок со звуками, отрабатываемыми на индивидуальных занятиях. Расширение словарного запаса по теме «Домашние животные» - Образование существительных с суффиксами – онок, -ёнок, Д/И «Найди маму» - Притяжательные прилагательные. Игра: «Кто за забором?» - Согласование прилагательных с существительными в роде, и числе. Д/И «Какой, какая, какие» - Составление описательного рассказа по мнемотаблице Штриховка изображения домашнего животного. Пальчиковая гимнастика «Про котят» Развитие неречевых психических функций «Четвертый лишний». «Что перепутал художник?» «Кого не стало?» «Четвертый лишний». «Что перепутал художник?» «Кого не стало?» 18 Декабрь (2-я неделя) № Занятия 21 22 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Определение первого и последнего звука в словах по лексической теме. Расширение словарного запаса по теме «Дикие животные» Определение наличия звука в слове (со звуками, отрабатываемыми на индивидуальных занятиях Расширение словарного запаса по теме «Дикие животные» Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики - Образование притяжательных прилагательных Д/И «Кто за деревом сидит?» - Образование существительных с суффиксами –онок-, -ёнок-. Игра «Найди маму». - Составление предложений с предлогами. Д/И «Куда подевался ежик?» - Составление описательного рассказа по мнемотаблице. Штриховка изображения домашнего животного. Пальчиковая гимнастика «Этот ежик в лес пошел...» Штриховка изображения домашнего животного. Пальчиковая гимнастика «Этот ежик в лес пошел...» Развитие неречевых психических функций «Четвертый лишний». «Что перепутал художник?» «Кого не стало?» «Четвертый лишний». «Что перепутал художник?» «Кого не стало?» Декабрь (3-я неделя) № Занятия 23 24 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Определение последнего звука в слове Расширение словарного запаса по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» - Образование относительных прилагательных «В ателье» - Употребление предлогов. Д/И «Маша растеряша» 1.Пальчиковая гимнастика 2.Штриховка изображения шубы. «Что изменилось?» «Подскажи словечко» Найди отличия «Клоуны» Определение первого и последнего звука в словах. Расширение словарного запаса по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» - Согласование существительных с числительными. Д\И «1,2,3 – посчитаем до пяти» - Составление рассказа по сюжетной картинке «Дети на улице зимой» 1.Пальчиковая гимнастика 2.Штриховка изображения шубы. «Что изменилось?» «Подскажи словечко» Найди отличия «Клоуны» 19 Декабрь 4- я неделя № Занятия Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Звук [С]. Название слов со звуком [С]. Расширение словарного запаса по теме «Мебель» 1.Пальчиковая гимнастика. «Наша квартира» 2. Штриховка изображения комода. 3. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» 1. «Будь внимательным» 2. «Найди ошибку» 3. «Найди как можно больше мебели» (наложение контуров) Подбор картинок к схеме (звук [Р] в начале, середине, конце слова) Расширение словарного запаса по теме «Новогодний праздник» - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Д/И «Ласковые дети» - Составление описательного рассказа по предметной картинке с использованием мнемо- таблицы . - Согласование существительных с прилагательными. Д/И «Какой, какая, какие» - Составление рассказа по сюжетной картинке. 1.Штриховка изображения елочки. 2.Выкладывание елочки из палочек. 3.Пальчиковая гимнастика «Подарки». 1. «Чего не стало?» 2. «Подскажи словечко». 3. «Найди различия». 25 26 Январь 2-я, неделя № Занятия 27 28 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Определение наличия и места звуков [С], [З], [Ш], [Ж] в словах (начало, середина, конец) Д/И «Домики для звуков» Подбор картинок к схеме (звуки [Л], [Р] в начале, середине, конце слова) Расширение словарного запаса по теме «Посуда» - Употребление предлогов. - Родительный падеж существительных «Что без чего?» 1.Пальчиковая гимнастика 2.Штриховка изображения ковша. 3.Мозаика. 1. «Что изменилось?» 2. «Что лишнее?» Расширение словарного запаса по теме «Посуда» - Образование прилагательных от существительных. Д/И «Что из чего сделано?» - Составление описательного рассказа по предметной картинке с использованием мнемотаблицы. 1.Пальчиковая гимнастика 2.Штриховка изображения кастрюли. 3.Мозаика. 1. «Что изменилось?» 2. «Что лишнее?» 20 Январь 3-я неделя Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций 29 Определение наличия и места звуков [С], [Ш] в словах (начало, середине, конец) Расширение словарного запаса по теме «Транспорт» 1. Штриховка изображения грузовика. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Мозаика. 4. Шнуровки. 1. «Что лишнее?» по видам транспорта. 2. «Что художник не дорисовал?» Расширение словарного запаса по теме «Транспорт» 30 Подбор картинок к схеме (звуки [Л'], [Р'] в начале, середине, конце слова) Д/И «Домик для звуков» - Образование приставочных глаголов. Д/и «Едем на машине». - Образование множественного числа существительных. - Согласование прилагательных с существительными. Д/И «Какой, какая, какие» - Составление описательного рассказа по сюжетной картинке. 1. Штриховка изображения грузовика. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Мозаика. 4. Шнуровки. 1. «Что лишнее?» по видам транспорта. 2. «Что художник не дорисовал?» № Занятия Январь 4-я неделя № занятия 31 32 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций К каждому звуку слова, подобрать слово (картинку) начинающееся с этого звука. Д/И «Зашифруй слово» Расширение словарного запаса по теме «Профессии» 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Штриховка изображения человека 3.Выкладывание узора из палочек по образцу. 1. «Повтори за мной» цепочка слов по теме. 2. «Кто лишний?». Называние нового слова с последнего звука предыдущего. Д/и «Цепочка слов» Расширение словарного запаса по теме «Профессии» - Образование существительных с помощью суффикса –щик-: Д/и «Назови профессию» - Употребление глаголов будущего времени. Д/и «Кем ты будешь» - Уточнение и расширение глагольной лексики Д/И «Кто чем занят?» - Составление рассказа по предметной картинке с использованием мнемотаблицы. 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Штриховка изображения человека 3.Выкладывание узора из палочек по образцу. 1. «Повтори за мной» цепочка слов по теме. 2. «Кто лишний?». 21 Февраль 1 неделя Номер занятия 29 30 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Звуки я вас слышу (Повторение и закрепление всех пройденных звуков) Расширение словарного запаса по теме «Зимние забавы» Звуки я вас слышу (Повторение и закрепление всех пройденных звуков) Расширение словарного запаса по теме «Зимние забавы» Развитие грамматического строя речи Словообразование. Образование сложных слов. Д/и «Почему так назван?» Употребление дательного падежа сущ-ых Д/и «Кому что нужно?» - Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами Д\И «Ласковые дети» - Составление рассказа по сюжетной картинке. Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций 1.Пальчковая гимнастика 2. Работа с пуговицами. 3. Шнуровка. 1.. «Сравнить две картинки» 2. «Найди такую же девочку/мальчика» 1.Пальчковая гимнастика 2. Работа с пуговицами. 3. Шнуровка. 1.. «Сравнить две картинки» 2. «Найди такую же девочку/мальчика» 22 Планирование подгрупповой коррекционно-логопедической деятельности на 2023/2024 учебный год (второе полугодие) 23 Февраль (2-я неделя) Номер Развитие фонетикозанятия фонематического строя речи Развитие лексического строя речи 1 Звук [А]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [А] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Зимние забавы» 2 Звук [О]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [О] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Зимние забавы» Развитие грамматического строя речи Словообразование. Образование сложных слов. Д/и «Почему так назван?» Употребление дательного падежа сущ-ых Д/и «Кому что нужно?» - Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами Д\И «Ласковые дети» - Составление рассказа по сюжетной картинке. Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций 1.Пальчковая гимнастика 2. Работа с пуговицами. 3. Шнуровка. 1.. «Сравнить две картинки» 2. «Найди такую же девочку/мальчика» 1.Пальчковая гимнастика 2. Работа с пуговицами. 3. Шнуровка. 1.. «Сравнить две картинки» 2. «Найди такую же девочку/мальчика» Февраль (3-я неделя) Номер занятия 3 4 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Звук [У]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [У] в слове (начало, середина, конец) Звук [И]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [И] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Как звери зимуют зимой (дикие животные наших лесов)» 1.Упражнение в словообразовании. Д/и «Назови семью» 2.Употребление именительного падежа существительных. Д/и «Кто где живет?» 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Дорисуй мишку. 3. Штриховка. 1. «Что лишнее?» 2. «Расположи так же?» развитие зрительной памяти. 3. «Узнай животных?» - химеры. Расширение словарного запаса по теме «Как звери зимуют зимой (дикие животные наших лесов)» - Образование притяжательных прилагательных Д/И «Чей, чья, чьи» - Составление описательного рассказа по предметной картинке. 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Дорисуй мишку. 3. Штриховка. 1. «Что лишнее?» 2. «Расположи так же?» развитие зрительной памяти. 3. «Узнай животных?» - химеры. 24 Февраль (4-я неделя) Номер занятия Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи 5 Звук [П]. Выделение из слов. Определение места звука [П] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме защитника Отечества» Военные профессии. 6 Звук [Т]. Выделение из слов. Определение места звука [Т] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме защитника Отечества» Военные профессии. Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций 1. Образование сущ-ых с помощью суффиксов –чик; -ист: Д/и «Кто служит в армии?» 2. Согласование сущ-ых с числительными. Д/и «Сосчитай?» 1. Выкладывание из палочек. 2. Обводка и штриховка. 1. «Сравни рисунки». 2. «Что перепутал художник?» -1. Образование сущ-ых с помощью суффиксов –чик; -ист: Д/и «Кто служит в армии?» 2. Составление описательного рассказа по предметной картинке. 1. Выкладывание из палочек. 2. Обводка и штриховка. 1. «Сравни рисунки». 2. «Что перепутал художник?» Март 1 неделя Номер занятия 7 8 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Звук [Г]. Выделение из слов. Определение места звука [Г] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Зима» (обощение). Образование сложных слов. «Назови как можно больше» Образование притяжательных прилагательных. «Дорисуй предмет» Пристежки. Штриховка. «Подбери пару». «Запомни предметы» «Что изменилось?» Звук [К]. Выделение из слов. Определение места звука [К] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Зима» (обощение). - Составление рассказа по сюжетной картинке. - Называние примет Зимы. «Дорисуй предмет» Пристежки. Штриховка. «Подбери пару». «Запомни предметы» «Что изменилось?» 25 Март (2-я неделя) Номер занятия Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций 9 Звук [Б]. Выделение из слов. Определение места звука [Б] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Ранняя весна» 1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Д/и «Назови ласково» 2. Образование однокоренных слов от слова весна. Д/и «Кто больше». 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Шнуровка. 3.Обводки. 1. «Когда это бывает?» 2. «Найди различия». 3. «Объясни пословицу» 10 Звук [Д]. Выделение из ряда звуков, из слогов, слов. Определение места звука [Д] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Ранняя весна» Образование однокоренных слов от слова весна. Д/и «Кто больше». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Шнуровка. 3.Обводки. 1. «Когда это бывает?» 2. «Найди различия». 3. «Объясни пословицу» Март 3 неделя Номер занятия 11 12 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Определение первого ударного гласного звука в словах. Расширение словарного запаса по теме «8 Марта. Женские профессии» 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Выкладывание из палочек. 1. Разгадывание загадок. 2. «Объясни выражение» 3. «Найди отличия» Называние слов со звуками, отрабатываемыми на индивидуальных занятиях. Расширение словарного запаса по теме «8 Марта. Женские профессии» 1.Уптребление винительного падежа сущных. Д/и «Кому что нужно для работы» 2.Согласование сущ-ых с прилагательными. Д/и «Подбери признак». - Подбор прилагательных к слову МАМА. - Составление рассказа о маме. 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Выкладывание из палочек. 1. Разгадывание загадок. 2. «Объясни выражение» 3.«Найди отличия» 26 Март (4-я неделя) Номер занятия Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи 13 Звук [М]. Выделение из слов. Определение места звука [М] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Животные жарких стран» 1.Образование слов с суффиксами –ёнок-. «Назови детеныша». 2.Согласование прилагательных с сущ-ми. Д/и «Подбери признак» 1. «Дорисуй по точкам». 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Штриховка. 1.Отгадывание загадок. 2.Сравни картинки. 3. «Кто лишний?» 14 Звук [Н]. Выделение из слов. Определение места звука [Н] в слове (начало, середина, конец) Расширение словарного запаса по теме «Животные жарких стран» - Согласование существительных с числительными. Д/И «1,2,3 – посчитаем до пяти» - Составление описательного рассказа по предметной картинке с использованием мнемотаблицы. 1. «Дорисуй по точкам». 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Штриховка. 1.Отгадывание загадок. 2.Сравни картинки. 3. «Кто лишний?» Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Апрель 1 неделя Номер занятия 15 16 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Определение первого согласного звука в словах по лексической теме. Подбор картинок со звуками, отрабатываемыми на индивидуальных занятиях. Расширение словарного запаса по теме «Животные Севера» Расширение словарного запаса по теме «Животные Севера» Развитие грамматического строя речи 1.Согласование прилагательного «северный» с существительными. 2. Образование предложного падежа существительных. - Согласование существительных с числительными. Д/И «1,2,3 – посчитаем до пяти» - Составление описательного рассказа по предметной картинке с использованием мнемотаблицы. Развитие мелкой моторики 1. «Нарисуй по точкам» 2. Пальчиковая гимнастика. 1. «Нарисуй по точкам» 2. Пальчиковая гимнастика. Развитие неречевых психических функций 1 «Подбери по контуру». 2. «Кто где живет?». 3. Отгадывание загадок. 1 «Подбери по контуру». 2. «Кто где живет?». 3. Отгадывание загадок. 27 Апрель (2-я неделя) Номер занятия Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики 17 Определение первого и последнего звука в словах по лексической теме. Расширение словарного запаса по теме «Перелетные птицы» 1.Словообразование. Д/и «Назови ласково» 2. «Один - много» 1. «Дорисуй птицу» 2. Штриховка 3. Пальчиковая гимнастика. 18 Определение наличия звука в слове (со звуками, отрабатываемыми на индивидуальных занятиях Расширение словарного запаса по теме «Перелетные птицы» - Употребление предлогов Д\И «Где сидит скворец?» - Составление рассказа по предметной картинке с использованием мнемотаблицы. 1. «Дорисуй птицу» 2. Штриховка 3. Пальчиковая гимнастика. Развитие неречевых психических функций 1.Сравни картинки 2.Дорисуй то, чего не хватает. 3.Отгадывание загадок. 1.Сравни картинки 2.Дорисуй то, чего не хватает. 3.Отгадывание загадок. Апрель 3-я неделя Номер занятия 19 20 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Определение последнего звука в слове Расширение словарного запаса по теме «День космонавтики» 1.Согласование прилагательных с существительными 2.Образование глаголов прошедшего времени. 1.Выкладывание рисунков из палочек. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Обвести по точкам. 1.Сравнить картинки 2.Что изменилось? 3.Разложи как было. Определение первого и последнего звука в словах. Расширение словарного запаса по теме «День космонавтики» - Употребление предлогов Д\И «Где летит ракета?» - Составление рассказа по предметной картинке с использованием мнемотаблицы. 1.Выкладывание рисунков из палочек. 2.Пальчиковая гимнастика. 3.Обвести по точкам. 1.Сравнить картинки 2.Что изменилось? 3.Разложи как было. 28 Апрель (4-я неделя) Номер занятия 21 22 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Определение наличия звука в слове (со звуками, отрабатываемыми на индивидуальных занятиях) Расширение словарного запаса по теме «Правила дорожного движения» Название слов, начинающихся с заданного звука (со звуками, отрабатываемыми на индивидуальных занятиях) Расширение словарного запаса по теме «Правила дорожного движения» Развитие грамматического строя речи 1.Образование приставочных глаголов. Д/и «Мы вышли из дома». 2. Согласование прилагательных с существительными. - Составление рассказа по сюжетной картинке. - Подбор прилагательных к слову «полицейский» Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций 1. Раскрась светофор. 2.Помоги зайчику перейти дорогу. 3.Пальчиковая гимнастика. 1. Сравнить картинки. 2. Объяснить почему так произошло (суждения ребенка по сюжетной картинкой с проблемой) 1. Раскрась светофор. 2.Помоги зайчику перейти дорогу. 3.Пальчиковая гимнастика. 1. Сравнить картинки. 2. Объяснить почему так произошло (суждения ребенка по сюжетной картинкой с проблемой) Май 1-я неделя Номер занятия 23 24 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Определение первого и последнего звука в словах (по лексической теме) Расширение словарного запаса по теме «Материалы и инструменты» 1.Образование превосходной степени наречий. Д/и «Придумай предложения с парами слов: гвоздь- молоток» 2. «Назови ласково» 1.Обвести по точкам конверт. 2.Вылажить конверт из палочек. 1. Д/И « Что лишнее и почему?». 2. «Раздай инструменты». Звук [С]. Название слов со звуком [С]. Расширение словарного запаса по теме «Профессии. Строительство» 1.Образование приставочных глаголов. Д/и «Собери предложение». 2. Составление рассказа по сюжетной картинке. 1.Обвести по точкам конверт. 2.Вылажить конверт из палочек. 1. Выложи из палочек инструменты. 2. Найди отличия. 29 Май (2-я неделя) Номер занятия 25 26 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Определение наличия звука в слове. Д/И «Украсим елку картинками, в названиях которых есть звук […] Расширение словарного запаса по теме «День победы» Подбор картинок к схеме (звук [Р] в начале, середине, конце слова) Расширение словарного запаса по теме «День победы» Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи 1.Образование превосходной степени прилагательных. 2. Согласование существительных с числительными. 1.Образование превосходной степени прилагательных. 2. Составление рассказа по сюжетной картинке. Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций 1.Обведи по точкам. 2.Штриховка. 3.Дорисуй звезду. 1.Сравнить деве картинки. 2.Что изменилось? 3.Выкадывание танка из палочек по памяти. 1.Обведи по точкам. 2.Штриховка. 3.Дорисуй звезду. 1.Сравнить деве картинки. 2.Что изменилось? 3.Выкадывание танка из палочек по памяти. Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций Май 3 неделя Номер занятия 27 28 Определение наличия и места звуков [С], [З], [Ш], [Ж] в словах (начало, середина, конец) Д/И «Домики для звуков» Подбор картинок к схеме (звуки [Л], [Р] в начале, середине, конце слова) Развитие грамматического строя речи Расширение словарного запаса по теме «Сад, парк, луг, лес – наше богатство» 1.Образование притяжательных прилагательных. 2. «Один-много» 1.Рисование по клеточкам. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Обведи по точкам. 1.Где, что растет? 2.Отгадывание загадок. 3.Добавь словечко. Расширение словарного запаса по теме «Сад, парк, луг, лес – наше богатство» 1. Согласование существительных с прилагательными и числительными . Д/И «1,2,3 – посчитаем до пяти» 2. Составление рассказа по сюжетной картинке. 1.Рисование по клеточкам. 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Обведи по точкам. 1.Где, что растет? 2.Отгадывание загадок. 3.Добавь словечко. 30 Май 4-я неделя Номер занятия 29 30 Развитие фонетикофонематического строя речи Развитие лексического строя речи Развитие грамматического строя речи Определение наличия и места звуков [С], [Ш] в словах (начало, середине, конец) Расширение словарного запаса по теме «Наш город». 1.Д/и «Наши улицы» образование прилагательных от существительных. 2. «Один-много» Подбор картинок к схеме (звуки [Л'], [Р'] в начале, середине, конце слова) Д/И «Домик для звуков» Расширение словарного запаса по теме «Наш город» 1. Образование приставочных глаголов. Д/И «Мы по улицам гуляем» 2. Составление описательного рассказа о памятнике архитектуры. Развитие мелкой моторики Развитие неречевых психических функций 1.Пальчиковая гимнастика «Мы шагаем по проспектам» 2.Обвести фонтан по точкам. 3 Пристежки 1.Пальчиковая гимнастика «Мы шагаем по проспектам» 2.Обвести скульптуру по точкам. 3 Пристежки 1.Отгадывание загадок о городе. 2.Почему так называется? 3.Найди отличия. 1.Отгадывание загадок о городе. 2.Почему так называется? 3.Найди отличия. 31 / Перспективный план сотрудничества с семьей Месяц Сентябрь Октябрь Форма работы Проведение родительского собрания 1. Проведение консультаций для родителей. 2. Проведение осеннего праздника Тема Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы 1. Обследование речи детей. 2. Осенние стихи Подготовка материала к собранию. Оформление сообщения (презентация) 1. Подбор и оформление материала по обследованию речи детей 2. Подбор стихотворений к празднику Ноябрь Проведение консультаций практикумов Декабрь Январь 1. Проведение консультаций для родителей. 2. Проведение праздника «Новый год» Проведение консультаций Автоматизация поставленных звуков Подготовка и подбор речевого материала на автоматизацию поставленных звуков Февраль Проведение круглого стола Правильное обучение грамоте Подготовка и оформление материала 1. Проведение консультаций для родителей. 2. Проведение праздника «8 марта» Проведение консультаций 1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков 2. Стихи для мам Автоматизация и дифференциация поставленных звуков 1. Подготовка и подбор речевого материала на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков 2. Подбор стихотворений к празднику Подготовка и подбор речевого материала на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков Проведение круглого тола Итоги коррекционной работы за год. Подготовка материала Март Апрель Май «Как умелые ручки язычку помогают» Оформление дополнительного материала 1. Проведение артикуляционной гимнастики дома 2. Новогодние стихи Подбор и оформление папки «Пальчиковые игры» 1. Подготовка и подбор комплексов артикуляционной гимнастики 2. Подбор стихотворений к празднику 32 Планирование индивидуальной логопедической работы по коррекции нарушения звукопроизношения у детей с ФНР Подготовительный этап - развитие общих речевых умений и навыков; - развитие артикуляторной моторики (подготовка к постановке звуков); - развитие фонематического слуха и фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений) - развитие мелкой моторики рук; - развитие неречевых психических функций; - развитие лексико-грамматического строя речи. Основной этап: - постановка правильного произношения звуков - автоматизация правильного произношения звуков (в слогах, словах, фразах, стихах, рассказах, связной речи), на различном речевом материале. - продолжается работа над развитием общих речевых умений и навыков - продолжается работа над развитием артикуляторной моторики; - продолжается работа над развитием фонематического фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений) слуха и - продолжается работа над развитием мелкой моторики рук; - продолжается работа над развитием неречевых психических функций; - продолжается работа над развитием лексико-грамматического строя речи. 33 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Структура образовательного процесса в группах для детей с ФНР В течение дня: 1. Первый блок (продолжительность с 7:00 до 9:00 часов) включает: совместную деятельность воспитателя с детьми; свободную самостоятельную деятельность детей. 2. Второй блок (продолжительность с 9:00 – 11:00 часов) представляет собой непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития, которая организуется в форме игровых занятий. 3. Третий блок (продолжительность с 16:00 – 18:00 часов): развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс с коррекцией недостатков речевого развития (в форме игровых занятий) самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем. Образовательная деятельность по программе рассчитана на пятидневную рабочую неделю. Перерывы между подгрупповой образовательной деятельностью составляют более 10 мин. Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 30 мая. Пять недель в году (три в начале сентября и две в конце мая) отводятся на диагностику уровня знаний и умений детей по всем разделам программы. В летний период непосредственная образовательная деятельность не рекомендуется. Необходимым условием реализации образовательной «Программы» для детей с ФНР является проведение комплексного психолого-педагогического обследования. Качественные и количественные данные обследования фиксируются в Единую речевую карту (приложение №2, в конце года подводится итог эффективности коррекционно-логопедической работы) 34 Перечень игр и игровых упражнений 1. Игры на развитие фонетической стороны речи: 1.1. Игры на дыхание Дыхательно-гимнастические игровые комплексы: Цель: активизация мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани, укрепление мышц брюшной полости, осуществление вентиляции легких, для подготовки голосового аппарата к фонации. 1 комплекс. 1. Вдох и выдох через нос; 2. Вдох через нос, выдох через рот; 3. Вдох через рот, выдох через нос; 4. Вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6. Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8. Вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный). 2 Комплекс 1. Послушаем свое дыхание 2. Дышим тихо, спокойно и плавно 3. Подыши одной ноздрей 4. Воздушный шар 5. Воздушный шар поднимается вверх 6. 6. Ветер 3 комплекс – профилактические упражнения для верхних дыхательных путей 1. Погладить крылья носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать 5-6 раз по крыльям носа указательным пальцем. 35 2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую. По очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем. 3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. 4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа. 5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м». 6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза). 7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести звук «а-а-а» (5-6 раз). Игры для развития ротового выдоха: Цель: развитие длительного, непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. «Снег идёт!», «Хоккей», «Катание со снежной горки», «Игра в снежки», «Лыжники» «Фигуристка» Игры и упражнения на развитие речевого дыхания: Цель: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность: «Снежинки», «Вьюга», «Пурга», «Снег идет», «Снег скрипит», «Холодно зимой», «Погреемся», «Греем ручки», «Снежки», «Катание с горки», «Катание на коньках», «Лепим снеговика», «Вьюга», «Снегирек», «Везет Сенька Саньку», «Зимние забавы», «Едем на лошадке» 1.2. Игры на развитие артикуляторной моторики: Игры и упражнения на развитие мышц губ «Улыбочка», «Хоботок», «Резиночка». Игры и упражнения на развитие мышц щек «Худышка», «Толстячок», «Надуй одну щеку, потом другую», «Орешек» 36 Игры и упражнения на развитие мышц языка «Качели», «Часики», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Иголочка», «Кружок», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Язычок шагает по дорожке», «Чашечка», «Горочка», «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Автомат», «Пчелка», «Балалайка». Игры и упражнения на развитие мышц нижней челюсти. «Двери открываются», «Двери закрываются», «Медведь зевает». 2. Игры на развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений) и фонематического слуха «Любопытный», «Загадай любимую игрушку», «Соревнование», «Кто больше?», «Подбери слова по схеме», «Добавь звук», «Отними звук», «Вставь пропущенный звук», «Угадай какое слово?», «Звучащий поезд», «Одень слово», «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова», «Назови первый и последний звук в слове», «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний - [Ш] (карандаш, камыш), «Какой звук потерялся», «Цепочка слов», «Сравни первые звуки в слове», «Назови слова на каждый звук в слове». 3. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи: Игры на развитие лексического строя речи. Игры на развитие грамматического строя речи «Один – много», «Чей хвост?», «1,2,3 – посчитаем до пяти», «Какой, какая, какое?», «Чего не стало?», «Что нарисовал художник», «У меня нет?», «Ласковые дети», «Маленький – малюсенький», «Большой – большущий», «Доскажи словечко», «Какая посуда». 37 4. Игры на развитие мелкой моторики рук: Пальчиковые игры. «Заяц», «Коза», «Волк», «Цветок», «Птичка летит», «Птенчики в гнездышке», «Паучок», «Очки», «Бинокль», «Домик», «Пальчики здороваются», «Я хочу построить дом…», «Улитка», «Черепашка», «Кулак-кольцо», «Кулак-ребро –ладонь», «Надуем шарики», «Шарик», «Задуть свечу», «Огоньки», «Тренировка», «Постираем платочек», «Заморозим ладошку», «Испечем пирожки», «Осенний ветер», «Фонарики», Игры на развитие графомоторных навыков. «Обведи по точкам», «Дорисуй», «Штриховка», «Обведи фигуру», «Раскрась», «Рисование по клеточкам», «Продолжи до конца строки», «Нарисуй также» 5.Игры на развитие неречевых психических функций. Игры на развитие внимания «Найди пару», «Найди такой же», «Найди отличия», «Чего не хватает?», «Что перепутал художник?», «Делай, как скажу, а не так, как покажу», «Повтори так же», «На что похоже», «Найди такую же букву» Игры на развитие памяти «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и повтори», Игры на развитие мышления «Четвертый лишний», «Отгадай загадку», «Вставь нужную заплатку», «Найди маму малышу», «Найди лишнее слово», «Угадай-ка», Примерный перечень детского литературного материала Русский фольклор Песенки: «Лиса рожью шла...»; «Чигарики-чок-чигарок...», «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?». Небылицы: «Богат Ермошка». 38 Сказки и былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. Фольклор народов мира Песенки: «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой. Сказки: Ш. Перо (франц.): «Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева, «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина. Произведения поэтов и писателей России Поэзия: М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гёте); А. Ремизов. «Калечина-малечи-на»; С. Черный. «Волшебник»; Ю. Владимиров. «Оркестр»; Э. Машковская. «Хитрые старушки»; Т. Сапгир. «Считалки, скороговорки». Проза: А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; М. Пришвин. «Курица на столбах». Литературные сказки: А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы). Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия: Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой. Литературные сказки: X. К. Андерсен. «Дюймовочка», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Заль-тен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; Б. Поттер. «Сказка про Джемаймлу Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой. Перечень иллюстрированного материала Предметные картинки на развитие лексического строя речи (картотека). Предметные картинки на автоматизацию звуков (картотека). Серии сюжетных картинок на составление рассказов (картотека). Сюжетные картинки на развитие связной речи (картотека). 39 Перечень методической литературы для реализации программы. 1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Просвещение, 1973. 2. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 3. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н, Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004. 4. Васильева Л.А. Подари мне улыбку. – С-Пб.: Просвещение, 1998 5. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М.: Владос, 1996 6. Волонина В. Пословицы, поговорки, ребусы. – С-Пб.: Дидиктика Плюс, 1997. 7. Воробьева И.Н. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Эксмо, 2004. 8. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993. 9. Громова О.Е., Говорю правильно С-З-Ц.- М.: ТЦ Сфера 2015. 10.Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.; под ред. Маханевой М.Д. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет/- М.: ТЦ Сфера 2021. 11.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Тетрадь для логопедических занятий №1. Путешествие по пространству и времени. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. Пособие для логопедов. – С-Пб.: Типография издательства СПбГУ, 2002 12.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014 13.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. – М., Гном и Д, 2007 14.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Л. – М., Гном и Д, 2007 15.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Р. – М., Гном и Д, 2007 16.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ль. – М., Гном и Д, 2007 40 17.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Рь. – М., Гном и Д, 2007 18.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков С, З, Ц. – М., Гном и Д, 2007 19.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Сь,Зь. – М., Гном и Д, 2007 20.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. – М., Гном и Д, 2007 21.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной группе для детей с ОНР. – М., Гном, 2001 22.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодаление речевых нарушений у дошкольников. 23. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1997. 24.Макеева Т.Г. Тестируем детей – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 25.Османова Г.А., Позднякова Л.А. Учимся правильно произносить звуки Р и Рь.СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016 26.Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке звуков С. Ш, Р, Л. – С-Пб.: Каро, 2006. 27.Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению Программа – конспект. – С-Пб.: Акцидент, 1997 41