Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт – Петербурга Принята решением УТВЕРЖДЕНА Педагогического совета Приказом № 41 от 30.08.2023 г. Протокол №1 от 30.08.2023 г. Заведующий _____ Е.А.. Куликовская Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые нотки» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок освоения: 12 дней Разработчик: Шевцова Карина Викторовна, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель Санкт-Петербург 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые нотки»: художественная Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и локальных документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» - «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными и предпринимателями Санкт-Петербурга»// Распоряжение Комитета по образованию СПб от 25.08.2022 № 1676-р. - Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Устав Санкт-Петербургского государственного автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53 комбинированного вида Фрунзенского района», утвержденный Распоряжением администрации Фрунзенского района СанктПетербурга от 28.12.2015 г. №1054-р. Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 5 до 7 лет. Актуальность. Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах творчества. Музыка – самое яркое, эмоциональное, действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети ещё открыты любому знанию. Программа «Веселые нотки» направлена на развитие музыкальных способностей детей через обучение нотной грамоте, игре по слуху, пению, игре на детских музыкальных инструментах. Чтобы понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Музыка — это искусство, а каждое из искусств говорит на своем языке. Так языком поэзии – являются слова, рифмы и ритмы, языком живописи – линии и краски, для танца важны движения, мимика и красивые позы. Языком музыки – являются музыкальные звуки, которые можно записать нотами. Отличительные особенности, новизна В программе по обучению детей нотной грамоте, используется методика «цветных нот», как доступный и интересный способ знакомства детей с миром звуков. Каждый цвет ноты соответствует цвету радуги. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, а скучная нотная грамота превращается в увлекательную игру. Уровень освоения программы – общекультурный. Объем и срок освоения программы - 12 часов, 12 дней 2 Цель программы – развитие музыкальных способностей детей средствами обучения нотной грамоты, пения и игры на музыкальных инструментах. Задачами дополнительной общеразвивающей программы «Веселые нотки» являются: 1.Обучающие: - дать представление о музыке, её выразительных возможностей, о разнообразии гамме чувств, настроений; - познакомить с нотными знаками; - обучить и освоить ряд музыкальных терминов; - формировать навыки игры детских музыкальных инструментах. 2. Развивающие: - развивать основные музыкальные способности: гармонического и мелодического слуха, чувство ритма и музыкальную память; - развивать творческую активность 3. Воспитательные: - воспитывать интерес к музыкальному искусству - воспитывать эстетический вкус, исполнительскую и культуру слушателя Планируемые результаты освоения Программы Предметные - Понимает музыкальные термины - Знает названия нот, соответствие нот и цвета и смогут находить их на нотном стане - Передает ритмический рисунок мелодии - Определяет музыку разного эмоционального характера - Определяет средства музыкальной выразительности - темп, динамику, регистр, ритм, мелодию Метапредметные - Получит первоначальные навыки развития музыкальных способностей - Получит практические умения к проявлению музыкальных способностей в импровизации на музыкальных инструментах; Личностные - Подбирает мелодию по слуху - Играет простые мелодии на фортепиано, металлофоне - Играет в ансамбле на диатонических колокольчиках Организационно-педагогические условия реализации программы: Язык реализации программы - русский язык. Форма обучения – очная. Условия набора и формирования групп: для обучения по данной программе принимаются дети с 5 до 7 лет, набор в группу осуществляется на основе желания детей и заявки родителей. Количество детей в группе: не более 15 человек. Форма организации и проведения занятий: Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы занятия, а также в зависимости от возраста детей: Занятие по сюжету сказки Игра 3 Игровая ситуация Упражнение Восприятие, слушание музыки Наблюдения Обсуждение Объяснение Показ Практическое занятие Рассказ Рассматривание иллюстраций Музыкальная мастерская Формы организации деятельности обучающихся: подгрупповые, включающие в себя совместные действия, общение, взаимопомощь в малых подгруппах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка (подгруппы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав подгруппы может меняться в зависимости от цели деятельности). индивидуальные, организуется для работы с одаренными детьми, для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Особенности организации образовательного процесса: Занятия по Программе строятся по следующей структуре: Вводная часть Музыкальное приветствие Основная часть Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, нотной грамотой) Подготовительная часть (ритмические игры, упражнения, направленные для развития чувства темпа, ритма, тембровых представлений) Накопление репертуара (разучивание новых произведений и повторение старого материала). Заключительная часть Индивидуальная работа, оркестр (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на мелодических инструментах, или игра небольшими группами по 2-3 человека). Модели организации образовательного процесса при реализации Программы: Непрерывная образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми. Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие мероприятия, проектная деятельность. Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации всех видов детской деятельности по интересам и желанию детей. 4 Кадровое обеспечение реализации программы: Реализацию программы осуществляет музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования Материально-техническое обеспечение Программы – Занятия проходят в музыкальном зале с оснащением: Фортепиано Детские стулья, столы Компьютер, проектор, экран Доска магнитная, доска для рисования, мелки, карандаши Таблицы и карточки «Ритм», «Звуки высокие и низкие» Подбор музыки для слушания, Цветные нотки, радуга, нотный стан Немая клавиатура Фонотека, аудиотека, видеотека, картотека музыкальных игр, распевок Детские музыкальные инструменты: металлофоны, диатонические колокольчики, Инструменты для шумового оркестра, Театральный ряд, декорации для сказки, игрушки – помощники, Музыкально-дидактические игры УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Наименование раздела, темы 1 Количество часов всего теория практика Вводное занятие. Звуки бывают разные. 1 0,5 0,5 2 Нотный стан 1 0,5 0,5 3 Веселые нотки 1 0,5 0,5 4 Скрипичный и Басовый ключ 1 0,5 0,5 5 Длительности: короткие и длинные звуки 1 0,5 0,5 6 Нота «ДО» и нота «РЕ» 1 0,5 0,5 Формы контроля/ итогового оценивания Входящий (наблюдение) Текущий контроль (беседа, наблюдение) Текущий контроль (изготовленные персонажи, наблюдение) Текущий контроль (беседа, наблюдение) Текущий контроль (наблюдение, беседа) Текущий контроль (наблюдение, беседа) 5 7 Нота «МИ» и нота «ФА» 1 0,5 0,5 8 Нота «СОЛЬ» и нота «ЛЯ» 1 0,5 0,5 9 Нота «СИ» 1 0,5 0,5 10 Темп в музыке 1 0,5 0,5 11 Мажор и минор 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 12 6 6 12 Итоговое занятие Итог Текущий контроль (наблюдение, беседа) Текущий контроль (наблюдение, беседа) Текущий контроль (наблюдение, беседа) Текущий контроль (наблюдение, беседа) Текущий контроль (наблюдение, беседа) Итоговый контроль (наблюдение, беседа) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа дополнительной музыкальной программе «Веселые нотки». Цель программы – развитие музыкальных способностей детей средствами обучения нотной грамоты, пения и игры на музыкальных инструментах. Задачами дополнительной общеразвивающей программы «Веселые нотки» являются: 1.Обучающие: - дать представление о музыке, её выразительных возможностей, о разнообразии гамме чувств, настроений; - познакомить с нотными знаками; - обучить и освоить ряд музыкальных терминов; - формировать навыки игры детских музыкальных инструментах. 2. Развивающие: - развивать основные музыкальные способности: гармонического и мелодического слуха, чувство ритма и музыкальную память; - развивать творческую активность 3. Воспитательные: - воспитывать интерес к музыкальному искусству - воспитывать эстетический вкус, исполнительскую и культуру слушателя 6 Содержание программы Тема Содержание занятия 1. Вводное занятие. Теория: Звуки бывают разные. Знакомить детей с со звуками окружающего мира; с понятиями «высокие» и «низкие» звуки; а также с терминами - композитор, исполнитель, слушатель. Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, портреты композиторов, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев). Формы контроля: наблюдение, беседа. 2. Нотный стан Теория: Знакомить детей с нотным станом, клавиатурой, фортепиано. Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев). Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика 3. Веселые нотки Теория: Знакомить детей с музыкальными инструментами имеющие диатоническое строение: колокольчики, металлофоны. Радуга в музыке – разноцветные нотки. Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев) Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика 4. Скрипичный и Теория: Знакомить детей с музыкальными ключами – скрипичным и басовым, басовый верхним и нижним регистром. Продолжать учить детей ключ импровизировать. Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев) Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика 5. Длительности: Теория: короткие и длинные Знакомить детей с длинными и короткими звуками в музыки звуки Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие 7 6. Нота «ДО» и нота «РЕ» 7. Нота «МИ» и нота «ФА» 8. Нота «СОЛЬ» и нота «ЛЯ» 9. Нота «СИ» 10. Темп в музыке музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев) Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика Теория: Знакомить детей с нотным станом, расположение нот «ДО» и «РЕ» Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев) Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика Теория: Знакомить детей с нотным станом, расположение нот «МИ» и «ФА» Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев) Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика Теория: Знакомить детей с нотным станом, расположение нот «СОЛЬ» и «ЛЯ» Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев) Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика Теория: Знакомить детей с нотным станом, расположение нот «СИ» Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев) Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика Теория: Знакомить детей с темпом в музыке, закрепление звукоряда. Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев) Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика 8 11. Мажор и минор 12. Итоговое занятие Теория: Знакомить детей с настроением в музыке. Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев) Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика Теория: Закрепление звукоряда, положение нот на нотном стане, знание название нот. Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание песенок – попевок, музыкально-дидактические игры, игры на развитие музыкальной памяти, музыкальные раскраски, игра – импровизация шумовая сказка (озвучивание героев) Формы контроля: наблюдение, беседа, музыкальное исполнение, диагностика 9 Календарно -тематический план Программы «Веселые нотки» Раздел/ № занятия (тема) учебнотематического плана СОДЕРЖАНИЕ Количество часов теоретической и практической части занятия очно план 1. Вводное занятие. Звуки бывают разные. 1 Теория: Познакомить детей со звуками окружающего мира; Познакомить с понятиями «высокие» и «низкие» звуки; Познакомить с терминами - композитор, исполнитель, слушатель. Практика: Слушание «Звуки окружающего мира» Спой и сыграй «Во поле березка стояла» русская народная песня Игра «Громко-тихо», «Как тебя зовут?» Шумовой сказка «Репка» факт Дата Дата планируемая фактическая 2. Нотный стан. Знакомство с фортепиано Теория: 1 Познакомить детей с нотным станом; Показать расположение нот на нотном стане, Показать детям ноты на фортепиано, металлофоне, Познакомить детей с понятиями f и p Практика: Слушание «Дон - дон» русская народная песня Спой и сыграй «Андрей - воробей» русская народная мелодия Игра «Нарисуй домик для нот», «Найди нотку», «Звукоряд» Шумовая сказка «Теремок» 3. Веселые нотки. Теория: 1 Познакомить детей с диатоническими колокольчиками; Рассказать о «цветных» нотках; Познакомить с восходящим и нисходящим движении мелодии. Практика: Слушание Г. Струве «Гамма» Спой и сыграй «Лесенка» Е. Тиличеевой, «Андрей - воробей» русская народная мелодия «Дон - дон» русская народная песня Игра «Раскрась нотки» М/ф «Веселые нотки» 11 4. Скрипичный и Басовый ключ. 5. Длительности: короткие и длинные звуки Теория: 1 Познакомить детей с музыкальными ключами: Скрипичный и Басовый Познакомить с регистрами Научить детей импровизировать на диатонических музыкальных инструментах знакомые мелодии; Практика: Слушание П. Чайковский «Детский альбом» (по выбору муз рук-ля) Спой и сыграй «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, «Лесенка» Е. Тиличеевой, Игра – «Нарисуй ключ», «Музыкальная радуга», «Кто поет» (регистры) Теория: 1 Познакомить детей с длинными и короткими звуками в музыке Практика: Слушание «Лиса» русская народная песня Спой и сыграй «Сорока - сорока» русская народная песня, «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, Игра «Ритмические карточки», «Сочини мелодию» Игра «Отгадай инструмент и подыграй» 12 6. Нота «ДО» и нота «РЕ» Теория: 1 Познакомить детей с нотой «ДО» - красного цвета; Познакомить детей с нотой «РЕ» оранжевого цвета, Расположение на нотном стане, Стихи про ноты Практика: Слушание «Гармошка» Е. Тиличеевой Спой и сыграй «Лиса», «Сорока - сорока» русская народная песня; Игра «Нарисуй ноту», «Птички на ветке»; Шумовая сказка «Курочка Ряба» 7. Нота «МИ» и нота «ФА» Теория: 1 Познакомить детей с нотой «МИ» - желтого цвета; Познакомить детей с нотой «ФА» - зеленого цвета, Расположение на нотном стане. Закрепление нот: «ДО», «РЕ». Стихи про ноты; Практика: Слушание «Ходит зайка по саду» русская народная песня Спой и сыграй «Гармошка» Е. Тиличеевой, «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, Игра «Разноцветный звукоряд» Оркестр «Я – дирижер» 13 8. Нота «СОЛЬ» и нота «ЛЯ» 9. Нота «СИ» Теория: 1 Познакомить детей с нотой «СОЛЬ» голубого цвета; Познакомить детей с нотой «ЛЯ» - синего цвета, Расположение на нотном стане, Стихи про ноты. Закрепление нот: «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА» Практика: Слушание «У кота – воркота» русская народная песня Спой и сыграй «Ходит зайка по саду», «Лиса» русская народная песня, «Гармошка» Е. Тиличеевой Игра «Спой и сыграй», «Какая нотка звучит» Шумовая сказка «Три поросенка» Теория: 1 Познакомить детей с нотой «СИ» фиолетового цвета, Расположение на нотном стане, Стихи про ноты. Закрепление нот: «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА», «СОЛЬ», «ЛЯ» Практика: Слушание «Солнышко» русская народная песня Спой и сыграй – «У кота – воркота», «Гармошка» Е. Тиличеевой Игра «Музыкальная лесенка», «Найди нотке место» Шумовая сказка «Три медведя» 14 10. Темп в музыке 11. Мажор и минор Теория: 1 Познакомить детей с видами музыкальных темпов Закрепление нот: «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА», «СОЛЬ», «ЛЯ», «СИ» Практика: Слушание «Карусель», Спой и сыграй «Солнышко», «У кота – воркота», русская народная песня Игра «Ритмические полоски», «Правильно неправильно», «Разноцветный звукоряд». Шумовая сказка «Рукавичка» Теория: 1 Познакомить детей с понятиями «Мажор» и «Минор» Настроение в музыке – сравнить 2 отрывка из музыкальных произведений с одинаковым названием. Практика: Слушание «Декабрь» А. Вивальди фа минор «Декабрь» П. И. Чайковский ля бемоль мажор Песенка Г. Струве «Гамма», Игра «Отгадай настроение», «Цветной металлофон», Шумовая сказка «Кот и лиса» 15 12. Итоговое занятие Теория: 1 Закрепление нот: «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА», «СОЛЬ», «ЛЯ», «СИ», Стихи про ноты. Практика Игра «Найди ноты в стихах», Песенка Г. Струве «Гамма», Оркестр детских музыкальных инструментов русская народная мелодия (по выбору), М\ф «Как теленок учил ноты». 16 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Педагогические технологии - Беседа - Игры - Ролевые игры (деловые) - Тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе) - Системы последовательных заданий - Демонстрация - Упражнение с объяснением и исправлением ошибок - Метод многократного повторения «делай как я» Методы обучения: Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, картографы, плакаты, образцы, фланелеграфе, фрагменты мультфильмов) Репродуктивные (дидактические игры, сюжетно–ролевые игры, викторины, этюды) Частично-поисковые (беседы, игры) Педагогические принципы построения программы - субъектный принцип - педагог и обучающийся определяются активными субъектами образования; - принцип уважения к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребёнка; - принцип сознательности и активности обучающихся предполагает создание условий для активного и сознательного отношения обучающихся к обучению. Условий, для осознания обучающихся, правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков; - принцип дифференцированного и индивидуального подхода предполагает необходимость учёта индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого обучающегося при выборе темпа, методов и способа обучения; - принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации обучающего процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать обучающегося на более высокий уровень развития; - принцип наглядности осуществляется через показ выполнения приёмов и действий; - принцип доступности заключается в применении основного правила дидактики «от простого к сложному, от известного к неизвестному»; - принцип самоактуализации - в каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающегося к 17 проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей; - принцип индивидуализации - создание условий и поддержка индивидуальности обучающегося в условиях коллективного обучения; - принцип творчества и успеха - благодаря творчеству воспитанник выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию комплекса успешного человека, стимулирует стремление к познавательной деятельности. Современные образовательные технологии: Здоровьесберегающие, Игровые технологии, Технологии коллективного творчества, Информационно коммуникативные технологии. Перечень дидактических средств, ЭОР Иллюстрации Картотека мультимедиа Раздаточный и изобразительный материал Фортепиано, Ноутбук, проектор, доска Игрушки, Музыкальные инструменты Картотека стихов – про нотную грамоту Картотека песенок – попевок Картотека музыкально-дидактических игр Наборы музыкальных инструментов на каждого ребенка Картотека музыкальных игр Картотека сказок - шумелок ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для отслеживания результативности усвоения программы используются следующие этапы контроля: входной, текущий и итоговый контроль. Возраст детей 5-7 лет Входной 1 занятие Текущий 2-11 занятие Итоговый 12 занятие Входной контроль проводится на первом занятии, с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей и определения природных способностей. Формы входного контроля: беседы с детьми; 18 проведение диагностики, с целью корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности с учетом задач программы и возрастных особенностей обучающихся, через наблюдение за продуктами творчества. Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения детьми музыкальных заданий. Формы текущего контроля: пропевание попевок; выполненные задания; наблюдения; беседы с детьми. Итоговый контроль включает мероприятия по результатам освоения программы. Формы итогового контроля: Итоговое исполнение музыкальных произведений; Исполнение песен по нотам; Проведение диагностики, с целью корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности с учетом задач программы и возрастных особенностей обучающихся, через наблюдение и беседу и оценку творческих работ. Форма предъявления результата освоения программы: Презентация успехов обучающихся; Формы проведения диагностики: Срезы знаний и умений детей (педагогическая диагностика по картам контроля – Приложение 1); Педагогическое наблюдение; Диагностика качества выполнения заданий; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Список литературы Буренина А. Мир увлекательных занятий Ветлугина Н. Методика музыкального воспитания, Москва ,1989 г Ветлугина Н. Музыка в детском саду, подготовительная группа, Москва, 1988г Ветлугина Н. Музыка в детском саду, старшая группа, Москва 1989г Ветлугина Н. Музыкальный букварь / Н. Ветлугина - М.: Музыка, 1989. – 112 с. Давыдовой Е. Музыкальная грамота Кончаловской Н. Нотная азбука Королькова И. Я буду пианистом: метод. пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано: часть 1, часть 2. 9. Ларионова Г. Программа развития и обучения дошкольников «Я учу нотную грамоту» СПб, 2002. 10. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 19 11. Мир увлекательных занятий. Буренина А. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 1999 – 16 с. 12. Музыкальная грамота. Вып. 1. Давыдова Е.В., Запорожец С.Ф. М.: 1966. — 172 с 13. Нотная азбука. Учебное пособие для детей младшего школьного возраста. Для фортепьяно., Кончаловская Н.П., Издательство: Шабатура Д.М., 2012 г 14. Радынова О. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста 15. Светличная Л. Сказка о музыке 16. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио / Г. Струве - СПб.: Лань, 1999. – 64 с 17. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио / Г. Струве - СПб.: Лань, 1999. – 64 с 18. Тарасова К, Трубникова М. Гармония. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. (Центр Гармония, 2003.) 19. Тютюнникова Т. Веселая шарманка (шумовой оркестр для детей). Москва, 2007 20. Тютюнникова Т. Веселая шарманка (шумовой оркестр для детей). Москва, 2007 21. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками, (журналы: “Дошкольное воспитание”, “Музыкальная палитра”) 22. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками, (журналы: “Дошкольное воспитание”, “Музыкальная палитра”) 20 Приложение 1 Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе используются «Диагностические карты», разработанные на основе программы О. П. Радыновой «Теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Диагностическая карта уровня знаний и умений по программе «Веселые нотки» № п/п Ф.И. ребенка Музыкальные термины н. к. Нотная грамотность н. к. Игра в ансамбле на музыкальных инструментах н. к. Активное участие на занятиях н. к. Развитие ритмического слуха (повтори ритм) н. к. Исполнительство (спой песенку) Исполнительство (сыграй песенку) н. н. к. к. Итого н. к. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Н. – начало реализации программы К.– конец реализации программы Высокий уровень – 3 балла. Показатель сформирован (Достаточный уровень) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности с взрослым. Средний уровень – 2 балла. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы. Низкий уровень – 1 балл. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Итоговый уровень: 0 - 7 баллов – низкий уровень; 8 - 16 баллов – средний уровень; 17 - 21 балл – высокий уровень 21