Программа Умники и умницы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности
Фрунзенского района Санкт – Петербурга

Принята решением

УТВЕРЖДЕНА

Педагогического совета

Приказом № 41 от 30.08.2023 г.

Протокол №1 от 30.08.2023 г.

Заведующий _____ Е.А.. Куликовская

Дополнительная
общеразвивающая программа
«Умники и умницы»
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Срок освоения: 12 дней

Разработчики:
Варламова Елена Валериевна
педагоги дополнительного образования

Санкт-Петербург
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Умники и умницы»: социально-гуманитарная, вид деятельности – подготовка к школе
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и локальных
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021
№652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»
- Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих
программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
индивидуальными и предпринимателями Санкт-Петербурга»// Распоряжение Комитета по
образованию СПб от 25.08.2022 № 1676-р.
- Устав
Санкт-Петербургского
государственного
автономного
дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 53 комбинированного вида Фрунзенского
района», утвержденный Распоряжением администрации Фрунзенского района СанктПетербурга от 28.12.2015 г. №1054-р.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 5 до 7 лет.
Актуальность программы:
 Программа составлена с учетом современных требований. Разнообразные формы и
приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в
большом потоке информации, и в соответствии со школьными требованиями
вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат
легко справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни
современному человеку.
 Программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной
адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на
создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию,
интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья
через использование технологий здоровьесбережения.
 Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных умений
и навыков: чтения, фонематического слуха, математических представлений, графики
письма, но также особое внимание уделяется развитию воображения, фантазии,
творческих возможностей детей.
Отличительные особенности программы обусловлены тем, что в последние годы возросла
потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает
возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы
предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и
воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и
двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость
объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию
мышления и речи. Программа носит развивающий характер, не допускает дублирования
программ первого класса; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования

Направления программы:
 создание условий для развития личности ребенка;
 развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
 развитие универсальных учебных действий в рамках дополнительного образования;
 обеспечение преемственности содержания различных видов образования;
 целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития
личности ребенка;
 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
 укрепление психического и физического здоровья;
 положительную социализацию ребенка;
 профилактику асоциального поведения;
 формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество
и нацеленного на совершенствование этого общества
Уровень освоения программы – общекультурный
Объем и срок освоения программы – 12 часов, 12 дней
Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной
образовательной ступени на другую.
Задачами дополнительной общеразвивающей программы являются:
Образовательные:
- Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги;
различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные); соотносить звук и букву; составлять предложение из двух, трех, четырех
слов.
- Научить выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и
ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
- Развить графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.
- Формировать умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
- Развивать мотивацию к учению.
Развивающие:
- Способствовать развитию фонематического слуха: способность дифференцировать
звуки; развивать умения слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их
изолированно.
- Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей.
- Способствовать развитию и формированию мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических
задач.
Воспитательные:
- Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих
- Воспитывать ответственность, дисциплину, самоконтроль, коммуникативные навыки;
- Формировать мотивацию к познавательной деятельности
Планируемые результаты:

Предметные
- Научится общим умственным действиям (анализу, синтезу, сравнению, установлению
причинно-следственных связей, абстрагированию, обобщению, классификации),
- Узнает математической терминологию;
- Получит представление о звуковой системе языка; складывать и читать слоги
- Освоит написание в ограниченном пространстве разнообразные линии, элементы букв,
буквы, цифры.
Метапредметные
- Освоит элементы логического мышления
- Освоит базовые аспекты эвристических методов познавательной деятельности
- Выработает способность к рефлексии и самооценке
- Освоит ключевые коммуникативные компетенции:
Личностные
- Проявляет устойчивую мотивацию к занятиям.
- Идентифицирует себя членом творческого объединения.
- Умеет соотносить теоретические знания и практические действия.
- Умеет адекватно оценивать результаты деятельности.
- Сформирован интерес к математике и грамоте
- Овладеет навыками слушания и выполнения требований педагога, работать в
коллективе, самостоятельно; организовать своё рабочее место, работать с книгой,
тетрадью, раздаточным материалом
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации программы - русский язык.
Форма обучения – очная.
Условия набора и формирования групп: для обучения по данной программе
принимаются дети с 5 до 7 лет, набор в группу осуществляется на основе желания детей и
заявки родителей. Количество детей в группе: не более 15 человек.
Форма организации и проведения занятий:
Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или
иной темы занятия:
 Игровая ситуация
 Просматривание тематических презентаций (мультипликационных сюжетов)
 Дидактическая игра
 Проблемная ситуация
 Рассматривание презентаций, иллюстраций, пооперационных карт, картографов
 Конструирование (самостоятельная деятельность, работа в командах)
 Исследовательская деятельность
 Интегративная деятельность
Форма организации деятельности обучающихся на занятии:
 Групповые (подгрупповые), включающие в себя совместные действия, общение,
взаимопомощь в малых подгруппах, в том числе в парах, для выполнения
определенных задач. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад
каждого обучающегося (подгруппы могут выполнять одинаковые или разные задания,
состав подгруппы может меняться в зависимости от цели деятельности).
 индивидуальные, организуется для работы с одаренными детьми, для осуществления
индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.

Особенности организации образовательного процесса:
Важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности,
обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными,
творческими видами деятельности.
Педагог создает условия для организации всех видов детской деятельности по интересам
и желанию детей.
При реализации Программы педагог:
 продумывает условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
 учит детей правильно переживать позицию успеха и не успеха;
 осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных
педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»;
 сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, наблюдения и пр.) и
самостоятельную деятельность детей;
 планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный
опыт детей, эмоции и представления о мире;
 наблюдает, как развивается самостоятельность ребенка и взаимоотношения детей;
 сотрудничает с родителями.
Модели организации образовательного процесса при реализации Программы:
 Непрерывная образовательная деятельность. Специально организованная деятельность
педагога с детьми.
 Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные
игры, творческие мероприятия, проектная деятельность.
 Самостоятельная деятельность. Педагоги создают условия для организации всех видов
детской деятельности по интересам и желанию детей.
Кадровое обеспечение реализации программы:
Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий профессиональное
педагогическое образование.
Материально-техническое обеспечение программы:
 Групповое помещение (кабинет)
 Компьютер, ноутбук
 Проектор, доска
 Магнитная доска
 Столы, стулья (по росту и количеству детей).
 Рабочие тетради;
 Прописи;
 Наглядные дидактические пособия;
 Счетный материал
 Наборы букв
 Мультимедийные презентации (подборка тематических фрагментов мультфильмов)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы
Вводное занятие

Количество часов
Всего
Теория
1
0,5

Практика
0,5

Формы контроля

Слоги и слова

2

0,5

1,5

Звукобуквенный анализ 1
слова

0,4

0.6

Начальные навыки
обучение чтению

1

0,4

0.6

Цифры (числа). Счет

1

0,4

0.6

Сравнение.

1

0,4

0.6

Сложение и вычитание

1

0,4

0.6

Решение логических
задач

1

0,4

0.6

Геометрическими
фигуры и их свойства

1

0,4

0.6

Временные и
пространственные
отношения
Итоговое занятие

1

0,4

0.6

1

0,4

0.6

Итого

12

4,6

7,4

Входящий
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Текущий,
(наблюдение,
диагностика)
Итоговый
(наблюдение,
диагностика)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Задачами дополнительной общеразвивающей программы являются:
Образовательные:
- Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги;
различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные); соотносить звук и букву; составлять предложение из двух, трех, четырех
слов.
- Научить выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и
ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
- Развить графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.

- Формировать умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
- Развивать мотивацию к учению.
Развивающие:
- Способствовать развитию фонематического слуха: способность дифференцировать
звуки; развивать умения слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их
изолированно.
- Способствовать развитию образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей.
- Способствовать развитию и формированию мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических
задач.
Воспитательные:
- Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих
- Воспитывать ответственность, дисциплину, самоконтроль, коммуникативные навыки;
- Формировать мотивацию к познавательной деятельности

Содержание программы
Тема
1. Вводное занятие.
Графомоторные навыки.

2. Слоги слова

3. Слоги и слова

Содержание занятия
Теория: Формировать интерес к чтению, самостоятельность,
инициативу в решении познавательных задач. Формировать
навык самоконтроля и самооценки. Как правильно держать
карандаш, сидеть за партой и писать
Знакомство с многообразием слов., цифр
Практика: слушание и отгадывание загадок. Игра «Подскажи
словечко», «Соедини правильно». Рисование дорожек,
штриховка, раскрашивание предметов.
Называние слов: «приветствия», «вежливых» и т. д.
Контроль: Беседа, педагогическое наблюдение.
Теория: Знакомство с многообразием слов.
Показ, как делить слова на слоги
Знакомство гласными буквами и звуками. Развитие
фонематического слуха
Практика:
Речевые игры: «Эхо в горах», «Подбор иллюстраций», «Вставь
букву», «Доскажи словечко», «Назови ласково»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Знакомство с многообразием слов.
Показ, как делить слова на слоги
Знакомство согласными буквами и звуками. Твердые и мягкие
согласные.
Практика: Учить называть первый звук в слове, чтение простых
слогов
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

4. Звукобуквенный
анализ слова

5. Начальные навыки
обучение чтению

6. Цифры (числа).
Счет

7. Сравнение.

8. Сложение и
вычитание

Теория:
Закрепление знаний букв. Знакомство с твердыми и мягкими
согласными. Парными гласными
Практика: Нахождение звука в слове (начало, середина, конец)
отгадывание загадок, работа в тетрадях, придумывание слов с
заданным звуком. Игры со звуками.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Побуждать к самостоятельному чтению
Продолжать показывать, как делить слова на слоги. Объяснять,
как соединять отдельные слоги так, чтобы получались слова.
Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу
в решении познавательных задач. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Практика: Чтение простых слогов по букварю О. Жуковой.
Д.И «Где спрятался звук», «Подели слово на слоги путем
опускания подбородка»
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Цифры первого десятка Установление соответствия
между количеством предметов, числом и цифрой. Прямой и
обратный счет. Порядковый и количественный счет. Какие числа
- соседи. Понятие «предыдущее» и «последующее». Состав
числа из двух меньших (до 5)
Практика: Устный счет до 10, прямой и обратный. Поиск
четных и нечетных чисел. Поиск соседей числа. Определение
состава числа из двух меньших чисел. Моделирование
плоскостных и объемных фигур, Дидактические игры:
«Разноцветные цифры», «Составь задачу и реши ее» (палочки
Кьюзинера). Дидактические игры «Выложи цифру», «Найди
пару», «Дорисуй фигуру», «Сравни числа», «Найти по плану»,
«Дорисуй половинку», «Раздели на части». «Интересные
задачки». Рабочие листы. Схемы с заданиями.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Понятие «сравнение», знаки «<, >,= »
Практика: Задание на поиск большего и меньшего, поиск
равенств и неравенств, сравнение предметов, сравнение чисел.
Дидактическая игра «Где больше, где меньше»
Рабочие листы. Карточки с заданиями.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Понятие арифметических действий «сложение» и
«вычитание». Знаки плюс и минус. Название чисел при сложении
и вычитании. Переместительные свойства сложения. Понятие об
арифметических задачах, записывание задач с помощью
математических знаков, цифр, чисел. Составление задач. Части и
целое.
Практика: Решение равенств, переместительные свойства
сложения. Дидактическая игра, используя счетный материал
(счетные палочки» «Составь пример», «Составь задачу и реши ее,
используя цифры и знаки». Дидактическая игра «Раздели на

9. Решение
логических задач

10. Геометрическими
фигуры и их
свойства

11. Временные и
пространственные
отношения

12. Итоговое
занятие

части» с использованием раздаточного материала и бумаги,
работа со счетными палочками. Математические цепочки на
решение примеров. Рабочие листы. Карточки с заданиями.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Понятие о логических задачах.
Практика: Решение логических задач с использованием палочек
Кьюзинера, счетных палочек. Дидактические игры «Логический
квадрат» и «Логическая цепочка», «Найди фигуру по описанию»,
«Составь пример» , «Установи закономерность»,
«Назови
наоборот» «Измени фигуру». Рабочие листы.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория: Название элементов геометрических фигур (вершины,
стороны, углы). Свойства фигур (цвет, размер, форма).
Преобразование одних фигур в другие. Многоугольники.
Объемные геометрические фигуры.
Практика: Определение фигур. Дорисовывание геометрических
фигур до знакомых предметов. Преобразование одних фигур в
другие. Классификация геометрических фигур по различным
свойствам. Решение логических задач на анализ и синтез
предметов, составленных из геометрических фигур.
Моделирование объемных фигур. Дидактические игры с
использованием конструктора Блоки Дьенеша, счётных палочек:
«Составь фигуру», «Разные домики» (цвет, форма, величина),
«Мастерская форм» (с использованием развернутых схем).
Слуховой диктант «Выложи фигуру». Рабочие листы.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Теория:
Познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать
представления о последовательности дней недели, месяцев.
Пространственные представления: между, посередине, на, над,
под, справа, слева, внутри, снаружи, впереди. Понятия «далеко»,
«близко», «дальше», «ближе», «высоко», «низко», «рядом»,
«внутри», «вне»
Практика:
Установление последовательностей времени года, месяцев,
недель, суток с использованием дидактических пособий «Времена
года» (плакат), «Изучаем время». Дидактические игры: «Матушка
неделя», «Двенадцать месяцев», «Дни недели», «Время суток»,
«День и ночь», «Часы», «Когда это бывает»
Дидактические игры с использованием конструктора «Расскажи
про свой узор», «Что изменилось?», «Где какая фигура?».
Дидактические игры: «Дорисуй предмет», «Сравни», «Наоборот».
Дидактические игры (блоки Дьенеша) «Сложи узор», «Где какая
фигура находится?». Рабочие листы.
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.
Практика:
Называть первый звук в слове, соотносить звук с буквой, делить

слова на слоги, читать слоги
Уметь считать до 10, знать цифры; уметь соотносить количество
предметов с цифрой; уметь отсчитывать количество на один
предмет больше и на один предмет меньше; уметь сравнивать
две группы предметов, по-разному расположенных; уметь
раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины;
называть геометрические фигуры, их величину и цвет; уметь
ориентироваться в пространстве, времени, называть части суток
Контроль: Педагогическое наблюдение, контроль качества
выполнения заданий.

Календарно -тематический план
Программы «Умники и умницы»
Раздел / №
занятия

Тема занятия

Количество часов
очно
план

1. Вводное занятие.
Графомоторные
навыки.

2. Цифры (числа). Счет

Теория
Беседы: «Для чего нужна математика?», «Как бы
жили мы без букв?»: для чего надо уметь читать,
краткий обзор краткий обзор, чему дети научатся
Практика:
Слушание и отгадывание загадок. Игра «Подскажи
словечко», «Соедини правильно». Рисование
дорожек, штриховка, раскрашивание предметов.
Называние слов: «приветствия», «вежливых» и т. д.
Коммуникативная игра «Мы – друзья»
Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе»
Теория
Цифры первого десятка Установление соответствия
между количеством предметов, числом и цифрой.
Прямой и обратный счет. Порядковый и
количественный счет. Какие числа - соседи. Понятие
«предыдущее» и «последующее». Состав числа из
двух меньших (до 5)
Практика:
Устный счет до 10, прямой и обратный. Поиск
четных и нечетных чисел. Поиск соседей числа.
Определение состава числа из двух меньших чисел.
Моделирование плоскостных и объемных фигур.

1

1

факт

Дата
планируемая

Дата
фактическая

3. Слоги и слова

4. Сравнение.

Дидактические игры: «Разноцветные цифры»,
«Составь задачу и реши ее» (палочки Кьюзинера),
«Выложи цифру», «Найди пару», «Дорисуй фигуру»,
«Сравни числа», «Найти по плану», «Раздели на
части». «Интересные задачки». Рабочие листы
«Дорисуй половинку, раскрась»
Гимнастика для глаз «Чудеса»
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Теория:
Знакомство с многообразием слов.
Показ, как делить слова на слоги
Знакомство гласными буквами и звуками. Развитие
фонематического слуха
Практика:
Речевые игры: «Эхо в горах», «Подбор
иллюстраций», «Вставь букву», «Доскажи словечко»,
«Назови ласково», «Подбери картинку».
Игра с мячом «Слова короткие и длинные».
Пальчиковая гимнастика «Как живёшь?»
Дидактическая игра «Подели на слоги»,
Работа с ножницами «Пройди по дорожке» (вырезать
полоски-дорожки разной длинны и ширины,
приклеить)
Упражнение «Раскрась гласные буквы»
Коммуникативная игра «Раздувайся пузырь!»
Теория: понятие «сравнение», знаки «<, >, = »
Практика: Задание на поиск большего и меньшего,
поиск равенств и неравенств, сравнение предметов,
сравнение чисел. Дидактические игры: «Где больше,
где меньше», «Цифры перепутались», «Составь
неравенство по картинке». Карточки с заданиями, д.
и. «Лабиринт»
Игра с мячом «Больше, меньше и равно».

1

1

5. Слоги и слова

6. Сложение и
вычитание

Рабочие листы «Обведи по точкам знаки. Сравни и
вставь правильный знак».
Динамическая пауза «Вот у нас игра какая»
1
Теория:
Знакомство с многообразием слов.
Показ, как делить слова на слоги
Знакомство с согласными буквами и звуками.
Твердые и мягкие согласные.
Практика: Учить называть первый звук в слове,
чтение простых слогов.
Игра «Найди согласные буквы»
Игры с конструктором «Звуковая дорожка»; д. и.
«Составь слог», «Найди пару букве», «Красное –
синее», «Найди картинке ее домик», «Закончи слово»
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли
гулять»
Пластилинография буквы, на которое начинается имя
ребенка
Теория:
Понятие
арифметических
действий 1
«сложение» и
«вычитание». Знаки плюс и
минус. Название чисел при сложении и вычитании.
Переместительные свойства сложения. Понятие об
арифметических задачах, записывание задач с
помощью математических знаков, цифр, чисел.
Составление задач. Части и целое.
Практика: Решение равенств, переместительные
свойства сложения. Дидактическая игра, используя
счетный материал (счетные палочки» «Составь
пример», «Составь задачу и реши ее, используя
цифры и знаки». Дидактическая игра «Раздели на
части» с использованием раздаточного материала и
бумаги, работа со счетными палочками.
Математические цепочки на решение примеров.
Рабочие листы с элементарными примерами на

7. Звукобуквенный
анализ слова

8. Решение логических
задач

9. Начальные навыки
обучение чтению

сложение и вычитание (в пределах 5)
Игра м.п. «Как живёшь?»
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
1
Теория:
Закрепление знаний букв. Знакомство с твердыми и
мягкими согласными, парными гласными
Практика: Нахождение звука в слове (начало,
середина, конец)
отгадывание загадок, работа в тетрадях,
придумывание слов с заданным звуком. Игры со
звуками: «Звуковые шапочки», «Найди братца»,
«Красный – синий».
Дидактические игры: «Угадай слово», «Волшебные
кубики», «Буквенный светофор»
Игра м.п. «В нашем магазине товары на звук…»
Игра с мячом «Имена друзей»
Пальчиковая гимнастика «У Антошки есть игрушки»
Аппликация «Засели буквы в свой домик» (буквы
приклеить в соответствующего цвета дом (красный,
синий, зеленый))
Теория: Понятие о логических задачах
1
Практика: Решение логических задач с
использованием палочек Кьюзинера, счетных
палочек. Дидактические игры: «Логический квадрат»
и «Логическая цепочка», «Найди фигуру по
описанию», «Составь пример», «Установи
закономерность», «Назови наоборот», «Измени
фигуру», «Разделим пополам»
Игра м.п. «Скажи ответ»
Дыхательная гимнастика «Ветер, ветер, ветерок»
Рабочие листы на логику; со штриховкой
Теория: Побуждать к самостоятельному чтению
1
Продолжать показывать, как делить слова на слоги.
Объяснять, как соединять отдельные слоги так, чтобы

10. Геометрическими
фигуры и их
свойства

11. Временные и
пространственные
отношения

получались слова.
Формировать интерес к чтению, самостоятельность,
инициативу в решении познавательных задач.
Формировать навык самоконтроля и самооценки
Практика: Чтение простых слогов по букварю О.
Жуковой.
Дидактические игры: «Где спрятался звук», «Подели
слово на слоги путем опускания подбородка», "
Продолжи словечко", «Повторяющиеся слоги»,
«Помоги художнику, собери слова из картинок»
Проговаривание слоговых цепочек.
Артикуляционная гимнастика «Язычок»
Динамическая пауза «Быстро встали, улыбнулись»
Теория: Название элементов геометрических фигур
1
(вершины, стороны, углы). Свойства фигур (цвет,
размер, форма). Преобразование одних фигур в
другие. Многоугольники. Объемные геометрические
фигуры.
Практика: Определение фигур. Дорисовывание
геометрических фигур до знакомых предметов.
Преобразование одних фигур в другие.
Классификация геометрических фигур по различным
свойствам. Решение логических задач на анализ и
синтез предметов, составленных из геометрических
фигур. Дидактические игры с использованием
конструктора Блоки Дьенеша, счётных палочек:
«Составь фигуру», «Разные домики» (цвет, форма,
величина), «Мастерская форм» (с использованием
развернутых схем).
Пальчиковая гимнастика «Фигуры»
Лепка «Гусеница» (из шариков разной величины)
1
Теория:
Познакомить с часами, днями недели, названиями
месяцев; дать представления о последовательности

12. Итоговое занятие

дней
недели,
месяцев.
Пространственные
представления: между, посередине, на, над, под,
справа, слева, внутри, снаружи, впереди. Понятия
«далеко», «близко», «дальше», «ближе», «высоко»,
«низко», «рядом», «внутри», «вне»
Практика:
Установление последовательностей времени года,
месяцев,
недель,
суток
с
использованием
дидактических пособий «Времена года» (плакат),
«Изучаем время». Дидактические игры: «Матушка
неделя», «Двенадцать месяцев», «Дни недели»,
«Время суток», «День и ночь», «Часы», «Когда это
бывает»
«Сравни», «Наоборот». Дидактические игры (блоки
Дьенеша) «Сложи узор», «Где какая фигура
находится?».
Гимнастика для глаз «Глазки»
Аппликация «Вклей недостающие цифры на часах»
(любые 5 цифр до 10)
1
Теория:
Называть первый звук в слове, соотносить звук с
буквой, делить слова на слоги, читать слоги
Уметь считать до 10, знать цифры; уметь соотносить
количество предметов с цифрой; уметь отсчитывать
количество на один предмет больше и на один
предмет меньше; уметь сравнивать две группы
предметов, по-разному расположенных; уметь
раскладывать предметы по увеличению или
уменьшению длины; называть геометрические
фигуры, их величину и цвет; уметь ориентироваться
в пространстве, времени, называть части суток
Практика
Игры: «Допиши цифру», «Найди пару», «Дорисуй
фигуру», «Сравни числа», «Время суток», «Когда это

бывает», «Реши задачку»
Игры со звуками и буквами: «Звуковые шапочки»,
«Найди братца», «Красный – синий».
Дидактические игры: «Угадай слово», «Волшебные
кубики», «Буквенный светофор», «Соедини буквы в
слоги»
Игровое упражнение «Выложи из счетных палочек
цифры и буквы»
Пальчиковая гимнастика «У Антошки есть игрушки»
Дыхательная гимнастика «Ветер, ветер, ветерок»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы" для детей
дошкольного возраста 5-7 лет спроектирована в соответствии с тремя научными подходами,
являющимися методологией ФГОС ДО:
 культурно-исторический подход (Л.С. Выготский).
 деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В.
Давыдов).
 личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин,
А.В. Запорожец).
Дополнительная программа строится на основе следующих принципов:
 Принцип индивидуальности: педагогу необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребёнка. Задания подбираются в соответствии с возможностями
и потребностями детей, с учетом их интересов.
 Принцип обучения деятельности. Главная задача – это организация такой детской
деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое
путем решения доступных проблемных задач.
 Принцип доступности: игра в дошкольном возрасте является ведущей
деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий
положительно влияет на процесс обучения грамоте.
 Принцип развития: целостное развитие личности ребенка и готовность личности к
дальнейшему развитию.
 Принцип психологической комфортности: предполагает психологическую
защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий
для самореализации.
 Принцип системности: работа должна проводиться систематически, весь учебный
год, при гибком распределении программного материала в течение месяца.
 Принцип адресного подхода: учет индивидуальных особенностей детей группы.
 Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого материала
последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно,
в определенной системе.
 Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности.
 Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Педагогические технологии
- Беседа
- Игры
- Ролевые игры (деловые)
- Тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
- Системы последовательных заданий
- Демонстрация
- Упражнение с объяснением и исправлением ошибок
- Метод многократного повторения «делай как я»
Методы обучения:
 Объяснительно-иллюстративные (картины, таблицы, картографы, плакаты, наборное
полотно)
 Репродуктивные (дидактические игры, сюжетно–ролевые игры, викторины)
 Частично-поисковые (беседы, игры, опыты)
 Исследовательские (рисунки)

Современные образовательные технологии:
 Здоровьесберегающие
 Игровые технологии
 Технологии коллективного творчества
 Информационно коммуникативные технологии
 Личностно – ориентированное обучение
Наглядные средства обучения:
 Дидактические игры
 Игрушки
 Иллюстрации
 Раздаточный и изобразительный материал
 Рабочие листы с заданиями
 Презентации по теме
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результативности усвоения программы используются следующие
этапы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Возраст
детей
5-7 лет

Входной
1 занятие

Текущий
11

Итоговый
12 занятие

Входной контроль проводится на первом занятии, с целью выявления
первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей и определения природных
способностей.
Формы входного контроля:
 беседы с детьми;
 проведение диагностики, с целью корректировки образовательного процесса и
условий образовательной деятельности с учетом задач программы и возрастных
особенностей обучающихся, через наблюдение за продуктами творчества и ответами
на поставленные вопросы
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения детьми игровых
упражнений, творческих заданий
Формы текущего контроля:
 дидактические игры и упражнения;
 выполненные задания;
 наблюдения;
 беседы с детьми.
Итоговый контроль определить эффективность образовательной деятельности и
уровень творческого развития
Формы итогового контроля:
 Совместное итоговое с родителями
Форма предъявления результата освоения программы:
 Презентация успехов, обучающихся;

Формы проведения диагностики:
 Опрос
 Педагогическое наблюдение;
 Контроль качества выполнения заданий;
 Срезы знаний и умений детей (педагогическая диагностика по картам контроля –
Приложение 1);
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Белая А, Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе.
– М.:АСТ.2000
2. О.С. Жукова «Букварь для будущих отличников», М.: - Астрель; СПб.: Астрель-Спб,
2010 – 96 с.: ил
3. Е.В. Колесникова Программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитикосинтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019.
4. Михайлова Н.В., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры
с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
5. Новикова В. П. Математика в детском саду. М. «Мозаика – Синтез», 2020.
6. Репина Г. А. Математическое моделирование на плоскости со старшими
дошкольниками. — СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2011.
7. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. —
М.: Т. Ц. Сфера, 2008.

Приложение 1
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе используются «Диагностические карты»,
разработанные на основе парциальной программы Колесниковой Е.В. «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет»,
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 -7 лет»
Диагностическая карта уровня знаний и умений детей 6-7 лет
№

Ф.И.
ребенка

Количество и
счет
Н.
К.

Геометрические
фигуры
Н.
К.

Временные
отношения
Н.
К.

Пространств.
отношения
Н.
К.

Логические
задачи
Н.
К.

Звуки и буквы
Н.

К.

Чтение слогов,
слов
Н.
К.

Итого
Н.

К.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Н. – начало реализации программы
К.– конец реализации программы

Высокий уровень – 3 балла. Показатель сформирован (Достаточный уровень) – наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в
совместной деятельности с взрослым.
Средний уровень – 2 балла. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, ребёнок
справляется с заданием с помощью взрослого. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы
развития и освоения Программы.
Низкий уровень – 1 балл. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все
предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Итоговый уровень: 0 - 7 баллов – низкий уровень; 8 - 16 баллов – средний уровень; 17 - 21 балл – высокий уровень


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».