Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт – Петербурга 2023 год Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад №42» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основу Программы составляет Федеральная образовательная программа дошкольного образования http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022122800 44. (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»). Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания, режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы и иные компоненты.. Программа построена, исходя из единых для Российской Федерации базовых объема и содержания ДО и планируемых результатов в виде целевых ориентиров ДО. Программа рассчитана на детей в возрасте от 2 до 7 лет Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) организация образовательной деятельности в ДОУ в рамках единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Обязательная часть Программы, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных, культурно-исторических, природно-климатических и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОУ; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом. Содержание и планируемые результаты Программы установлены не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений разработана с учетом регионального компонента и основного направления деятельности Образовательного учреждения — познавательно – речевое развитие и духовно –нравственное воспитание: • парциальной программы «Первые шаги» Петербурговедение для малышей от З до 7 лет» Г. Т. Алифановой. • Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности Банк России, Министерство образования и науки РФ (5-7 лет) Цели Программы Целью программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. К традиционным российским духовнонравственным ценностям прежде всего относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека; патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу; высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение; историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Задачи Программы обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; построение (структурирование) содержания образовательной деятельности основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; на создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Планируемые результаты освоения Программы Планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению дошкольного образования. В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно-исторической психологии дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении Программы и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников - Важной стороной образовательного процесса в детском саду является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать воспитательно-образовательный процесс положительным семейным опытом. С целью включения родителей в образовательный процесс используются различные формы взаимодействия. Проводятся открытые совместные мероприятия (развлечения, КВН, викторины и др.), на которых родители имеют возможность познакомиться с успехами своего ребенка, быть активными участниками непосредственно образовательной деятельности. Доверительное отношение родителей к педагогам формируется при проведении различных мероприятий (родительских собраний и встреч, праздников, экскурсий, выставок и др.). Взаимодействие с семьями воспитанников Оформление информационных стендов в группах и рекреациях ДОУ с полезной информацией. Оформление тематических стендов, папок-передвижек, газет, фотоотчётов о жизни группы. Оформление паспорта группы. Ведение сайта ДОУ, на котором есть страничка специалистов ДОУ. Оформление выставок детских работ. Консультации. Родительские собрания. Музыкально-литературные праздники: «Осень золотая в гости к нам пришла»; «С котом Ученым» - по сказкам А.С. Пушкина «Новогодняя сказка»; «Мамочка любимая, мама моя»; «Масленица широкая»; «Мы помним, мы гордимся!» - к Дню Победы «С днем рождения, Санкт – Петербург!» «До свидания, детский сад!» Формы взаимодействия с семьями воспитанников Спортивные праздники: «Малые зимние Олимпийские игры». «Красный, жёлтый, зелёный» - по ПДД. «Лучше папы друга нет!» - ко Дню защитника Отечества. «Папа, мама, я – спортивная семья» - к Дню космонавтики. Мастер-классы: «Изготовление тряпичной куклы» (печем с мамой). «Кем работает мама (папа)» – мастер - классы «Рамочки для мамочки» - мастер-класс. Образовательные области реализуются в различных видах деятельности познавательно – исследовательская Коммуникативная (общение) изобразительная (продуктивная) двигательная игровая трудовая Восприятие художественной литературы и фольклора музыкальная речевая