Елена Анатольевна Куликовская C=RU, OU=Заведующий, O=ГБДОУ детский сад №42 Фрунзенского района СПб, CN=Елена Анатольевна Куликовская, E=dou.42@yandex.ru я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Санкт -Петербург 2021.02.10 14:26:59+03'00' 1 1. Общие положения 1.1. 1.2. Настоящее Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273- ФЗ), Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 093242), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях СанктПетербурга, находящихся в введении Комитета по образованию от 01.03.2017 г., действующие СанПиН (при необходимости), Уставом и другими локальными актами Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт – Петербурга. Положение определяет требования к структуре, оформлению и содержанию, порядку разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее Образовательная программа), реализуемой в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт – Петербурга (далее – ГБДОУ). 1.3. Образовательная программа утверждается приказом заведующего и представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных дисциплин, а также оценочных и методических материалов (гл.1, ст.2, п.9 Закон № 273-ФЗ). Структура программы и требования к оформлению и содержанию структурных элементов 2.1. Образовательная программа включает следующие структурные элементы: – титульный лист; – пояснительная записка; – учебный план; – календарный учебный график; – рабочая программа; – оценочные и методические материалы. 2.2. Оформление и содержание структурных элементов программы. 2.2.1. На титульном листе указываются: наименование образовательной организации, осуществляющей реализацию программы, гриф утверждения программы в соответствии с порядком, предусмотренным Уставом ГБДОУ, название программы, срок ее реализации, возраст учащихся, ФИО и должность разработчиков) программы по форме согласно приложению 1. 2.2.2. Пояснительная записка содержит основные характеристики программы: Направленность. Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей). Отличительные особенности (при наличии) - характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие. Адресат программы - характеристика категории учащихся по программе. Цель, 2. 2 отражающая современные тенденции развития дополнительного образования. Цель направлена на: – формирование и развитие творческих способностей обучающихся; – обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; – формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; – личностное развитие обучающихся; – формирование общей культуры обучающихся; – выявление и поддержку талантливых и одаренных детей. Достижение цели должно раскрываться через следующие группы задач: обучающие, развивающие и воспитательные. Условия реализации программы (условия набора и формирования групп, возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения (при наличии); необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы, особенности организации образовательного процесса). Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы). 2.2.3. Учебный план включает название разделов/тем программы, количество теоретических и практических часов, форм контроля по форме согласно приложению 2. 2.2.4. Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель и часов; режим занятий по форме согласно приложению 3. 2.2.5. Оценочные и методические материалы содержат основные составляющие УМК: педагогические методики и технологии, дидактические материалы, информационные источники, используемые при реализации программы; систему контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации ипредъявления результатов обучения, а также их периодичности. 2.3. Объем и сроки освоения программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся действующими санитарно – эпидемиологическими требованиями (далее - СанПиН). 2.4. Образовательный процесс по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские) (далее - объединения), а также индивидуально. 2.5. При формулировании условий реализации программы необходимо учитывать, что наполняемость групп учитывает вид деятельности, СанПиН, особенности реализации программы, по общей норме наполняемости: не менее 5, но не более 15 человек. 3. Порядок разработки и утверждения программы 3.1. Образовательная программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. Образовательная программа определяет содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. 3.2. Рабочая программа является частью Образовательной программы разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно. В случае необходимости старший воспитатель, на которого возложены функции методического обеспечения 3 программ платных образовательных услуг Учреждения, осуществляет индивидуальное консультирование в процессе разработки, оформления, реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Рабочая программа включает в себя 3.2.1.Задачи конкретного года обучения (обучающие, развивающие, воспитательные). 3.2.2. Планируемые результаты конкретного года обучения (предметные, метапредметные, личностные). 3.2.3 Особенности организации образовательного процесса, 3.2.4. Календарно-тематическое планирование (приложение № 4). 3.2.4. Содержание программы, раскрывающееся через описание разделов, тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, включая описание теоретической и практической частей. Задачи и ожидаемые результаты определяются задачами и планируемыми результатами дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 3.2.5. Содержание разделов, тем учебного курса — структурный элемент программы. Содержание обучения раскрывается через описание разделов, тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей. Ожидаемые результаты - структурный элемент программы, определяющий основные знания и компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе, изучения данного курса. 3.2.6. Календарно тематическое планирование отражает темы занятий, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение, с указанием краткого содержания занятия. Графа «Примечание» заполняется педагогом дополнительного образования в случае необходимости, чтобы дополнить информацию о требуемых ресурсах. 3.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: – обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; – выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; – создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; – формирование общей культуры обучающихся; – удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов. 3.4. Содержание образовательной программы может быть адаптировано для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (вариативные учебные планы). 3.5. Рабочая программа обновляется педагогом по истечении срока ее реализации, а также в связи со вступлением в силу новых нормативно-правовых документов, принимается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт – Петербурга 4 Приложение 1. Образец титульного листа Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт – Петербурга Принята Педагогическим советом Протокол № __ от «___» _______202__ г. Утверждена Заведующий______ Е.А.Куликовская Приказ № ___ от «___» _________ 202__ г Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Название программы» Возраст обучающихся: лет Срок реализации: месяцев Разработчик: ФИО, педагог дополнительного образования Санкт-Петербург 2020 5 Приложение 2. Учебный план № п/п Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Формы контроля 1. 2. 3. Приложение 3 Календарный учебный график Возраст учащихся Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий Приложение № 4 Календарно-тематическое планирование Месяц/ неделя Номер занятия Тема занятия Содержание/ задачи Примечания Итого: 6