Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42
Е.А. Куликовская
C=RU, OU=Заведующий,
O=ГБДОУ детский сад №42
Фрунзенского, CN=Е.А.
Куликовская,
E=dou.42@yandex.ru
я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей
подписью
Санкт -Петербург
2021.02.03 18:15:12+03'00'
2020
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение о работе логопедического пункта для детей с фонетическим
недоразвитием речи (далее – положение) Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением познавательно – речевой деятельности Фрунзенского района Санкт –
Петербурга (далее - ГБДОУ) разработано в соответствии Законом Российской Федерации
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и направлено на реализацию
Программы
по
оказанию
коррекционно-развивающей
помощи
обучающимся
(воспитанникам), имеющим нарушения речевого развития (нарушение произношения
отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), в возрасте от 5 до 7 лет, распоряжением
Комитета по образованию № 1357-р от 04.04.2014 «Об утверждении Методических
рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или)
коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в
системе дошкольного образования».
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№ 42 общеразвивающего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
1.3.Логопедический пункт обеспечивает коррекционно-развивающую помощь детям,
имеющих нарушения речевого развития (нарушение произношения отдельных звуков,
фонетическим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 7 лет.
1.4.Деятельность логопедического пункта регламентируется локальными нормативными
актами образовательной организации.
1.5.В логопедический пункт принимаются обучающиеся в возрасте от 5 до 7 лет, имеющие
нарушения речи (нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие
речи), подтвержденные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией,
посещающие группы общеразвивающей или оздоровительной направленности
образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу
дошкольного образования.
1.6. В рамках организации деятельности логопедического пункта предоставляется оказание
коррекционно-развивающей помощи детям, имеющими нарушения речевого развития
(нарушение произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), в возрасте
от 5 до 7 лет.
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Целью деятельности логопедического пункта является оказание коррекционноразвивающей помощи детям, имеющими нарушения речевого развития (нарушение
произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), в возрасте от 5 лет до
полной коррекции речевых нарушений.
2.1. Основными направлениями деятельности логопедического пункта являются:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции
нарушений устной речи у детей 5-7 лет с логопедическим заключением фонетическое
недоразвитие речи);
- информационно-методическое (организация консультативной помощи педагогам и
родителям (законным представителям) ребенка).
2.2 Содержание работы, технологии и методы работы специалистов определяются
рабочими программами, реализуемыми в образовательной организации, исходя из
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья конкретного ребенка – программой оказания коррекционно-развивающей
помощи, имеющими нарушения речевого развития (нарушение произношения отдельных
2
звуков, фонетическим недоразвитием речи), в возрасте от 5 до 7 лет в ГБДОУ детский сад
№ 42 общеразвивающего вида Фрунзенского района СПб.
2.3 Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и
подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми.
2.4 Продолжительность коррекционно-развивающих занятий:
- индивидуальных от 10 до 15 минут;
- подгрупповых от 25 до 30 минут.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся не менее двух раз в
неделю с каждым ребенком, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия
проводятся не менее 2 раз в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы с ребёнком составляет ½ учебного
года.
2.5. Наполняемость групп составляет (на 1 ставку):
- 25 детей с нарушением произношения отдельных звуков, фонетическим недоразвитием
речи. Наполняемость группы — 12 – 15 детей на каждые полгода.
2.6.Приём и выпуск детей в логопедическом пункте.
2.6.1.Приём:
Принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) ребенка, на
основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
2.6.2.Продление:
Решение о продлении срока оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку
принимается территориальной психолого-медико-педагогической комиссией.
2.6.3.Выпуск:
По окончании срока оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку, он
выпускается из логопедического пункта.
2.7.Логопедическим пунктом ведется следующая документация:
- Речевая карта на каждого ребенка (Приложение 1);
- Планы индивидуальной, подгрупповой работы с детьми (Приложение 2);
- График работы учителя-логопеда;
- Отчет об эффективности деятельности логопедического пункта (Приложение 3);
- Журнал учета посещаемости детьми коррекционно-развивающих занятий (Приложение
4);
- Журнал консультаций родителей (законных представителей) ребенка (Приложение 5);
- Рабочая программа;
- Журнал обследования речи детей (Приложение 6);
- Заявление о приеме на логопедический пункт (Приложение 7).
2.8. Логопедический пункт работает в соответствии с графиком работы, утвержденным
руководителем.
3. УЧАСТНИКИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Участниками коррекционно-развивающих отношений являются обучающиеся,
родители (законные представители) и педагоги.
3.2. Отношения обучающихся и педагогов строятся на основе сотрудничества, уважения
личности ребенка, предоставления ему свободы развития в соответствии с
индивидуальными особенностями.
3.3. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие необходимую
профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям
3
квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и
подтвержденную документами об образовании.
4. УПРАВЛЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ПУНКТОМ
4.1. Руководство логопедическим пунктом осуществляется заведующим ГБДОУ.
4.2. Штатное расписание составляется и утверждается заведующим ГБДОУ
4.3. Заведующий ГБДОУ определяет должностные обязанности учителя-логопеда.
4.4. Оплата труда работников определяется исходя из бюджетного финансирования в
соответствии с тарификацией.
4.5. Контроль за работой логопедического пункта осуществляет администрация ГБДОУ.
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
5.1. Финансирование деятельности логопедического пункта осуществляется в соответствии
с видом ГБДОУ и государственным заданием.
5.2. Родительская плата за посещение ребенком логопедического пункта не взимается.
4
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата рождения
ФИО ребенка:
Домашний адрес:
Сопутствующие заболевания:
Решением ТПМПК от _____________ 20 ____ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Протокол № ______
Заключение ТПМПК:
Дата зачисления на логопедический пункт ГБДОУ № _____: ____________ 20_____г.
Логопедическое заключение:
Продление до ____________ 20 ____ г.
По причине _____________________________________________
Логопед:
Состояние речи: ______________________________________________________________________________________
Решением ТПМПК от __________ 20 ____ г.
Протокол № ______
Дата выпуска: ____________ 20 ____ г.
Выпускается в (ДОУ, школу)______________________________
Логопед:
Состояние речи: ______________________________________________________________________________________
Решением ТПМПК от __________ 20 ____ г.
Протокол № ______
Психолого-педагогическое и логопедическое обследование
Психологические особенности
контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен
Зрительный гнозис
Цвет – определяет, затрудняется
Форма - определяет, затрудняется
Оптико-пространственный
праксис
Верх-низ - определяет, затрудняется
Впереди-позади - определяет,
затрудняется
Узнавание по контуру – узнает,
затрудняется
Лево-право - определяет, затрудняется
5
Память
Внимание
Мышление
Мелкая моторика
Строение и подвижность
артикуляционного аппарата
Подъязычная связка – норма,
утолщена, укорочена,
послеоперационные рубцы
Саливация – незначительная,
повышенная
Состояние звукопроизношения
Соответствует возрасту, снижен объем кратковременной памяти, долговременной памяти
Соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается
Соответствует возрасту, развито не достаточно
Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр), все движения выполняет правильно, моторика развита недостаточно,
моторная неловкость
Губы – норма, толстые, тонкие,
Язык – норма, вялый, массивный,
Твердое небо – норма, высокое, узкое,
малоподвижные
малоподвижный
низкое, готическое, широкое
Зубы – норма, мелкие, крупные,
Прикус – норма, прогения,
Мягкое небо – норма, длинное,
редкие, зубной ряд нарушен,
прогнатия, передний открытый,
короткое, неподвижное, подвижное,
отсутствие резцов
боковой открытый
расщелина, рубцы
Синкенизии - незначительные
Арт. позы – выполняет точно,
Переключаемость – норма, нарушена,
удерживает, не выполняет,
слабая
удерживает с трудом
с
сь з
зь ц ш Ж ч
щ л
ль р
рь
Произношение слов сложной слоговой конструкции – произносит, затрудняется
Состояние дыхательной функции – свободное, ровное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное
Характеристика голоса – сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый, тихий
Динамическая сторона речи
Темп – норма,
Ритм – норма, словесное
Паузы – норма, речь
замедленный, ускоренный ударение употребляет не
неразборчива, сбивчива
правильно
Состояние фонематических
Повторение слогов –
Дифференциация звуков
Выделение ударного
функций
повторяет, затрудняется
справляется, затрудняется
гласного – выделяет, нет
Подбор картинок с
Определение
Фонематический синтез –
заданным звуком –
последовательности звуков в
проводит, не справляется
справляется, затрудняется словах - справляется,
затрудняется
Понимание речи
В полном объеме, на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции
Лексический запас
Игрушки, животные, овощи, фрукты, посуда, животные и тд – называет, затрудняется
Глагольный словарь
Прилагательные
Состояние словоизменения
Норма, беден, неточен
Норма, беден, ограничен
Мн.ч. сущ-х в Им.п. - справляется,
затрудняется
Мн.ч. сущ-х в Р.п. - справляется,
затрудняется
Интонирование – норма,
недостаточно
выразительно
Выделение последнего
звука – выделяет, нет
Подбор слов с заданным
звуком - справляется,
затрудняется
Употребление предлогов - справляется,
затрудняется
6
Состояние словообразования
Связная речь
Согласование существительных и Согласование существительных
Изменение существительных по падежам прилагательных - справляется,
и числительных - справляется,
справляется, затрудняется
затрудняется
затрудняется
Образование уменьшительно-ласкательных форм
Образование относительных прилагательных от
существительных - справляется, затрудняется
существительных - справляется, затрудняется
Образование притяжательных прилагательных от
Образование приставочных глаголов - справляется,
существительных - справляется, затрудняется
затрудняется
Соответствует возрасту, недостаточно развита, неразвита
Дата обследования: ______________20____ г.
Учитель-логопед: ________________________ /_____________________/
7
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Недели
Месяц
ПОДРУППОВАЯ РАБОТА
Лексическая
тема
Развитие общих
речевых навыков
Развитие фонематического
анализа
и синтеза, представлений
Грамматический строй речи.
Связная речь
Развитие моторики.
Развитие неречевых
психических
функций
Индивидуальная работа
МЕСЯЦ ________________ НЕДЕЛЯ: _______________
Лексическая тема: ________________________________
№
Фамилия, имя ребёнка
Содержание индивидуальной работы
Примечания
Методический комплекс
1
2
Условные обозначения:
АГ – артикуляционная гимнастика. ДГ - дыхательная гимнастика. / - дифференциация
0 – постановка звука;
1 – изолированное произношение
2 – автоматизация в слогах;
3 – автоматизация в словах;
4 – автоматизация в словосочетаниях, чистоговорках, предложениях;
5 – автоматизация в стихах;
6 - автоматизация в связной речи.
8
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ОТЧЕТ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ФИО____________________________________________
ГБДОУ № _____ Фрунзенского района
за 20___ - 20___ учебный год
Кол-во
детей
Выпущено с
чистой
речью
Выпущено со
значительным
улучшением
речи
в массовый д/с
Диагноз
группы
в массовую школу
Выпущены и направлены
Кол-во
продлённых
детей
Кол-во
выбывших
детей
ФНР
ТНР. ОНР
(направленные
ТПМПК)
Заведующий ГБДОУ № _____:
_____________ /________________________/
Учитель-логопед ГБДОУ № _____:
_____________ /________________________/
9
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Журнал учета посещаемости детьми коррекционно-развивающих занятий
№
Фамилия, имя
Месяц:
1.
2.
3.
Журнал консультаций родителей (законных представителей ребенка)
дата
Ф. И. ребёнка
(группа)
Тема консультации
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Ф.И.О родителей
(законного
представителя)
Подпись
10
С
сь З
зь
Ц
Ш Ж
Ч
Щ Л
ль Р
рь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
11
Примечания
Речевое
заключение
Зубы
Звукопроизношение
Дата р.
возраст
Подъяз. связка
Фамилия,
имя
Прикус
№
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Звуко-слоговая
структура
ЖУРНАЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 20___ года
Учетный №___________
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Заведующему ГБДОУ детский сад № 42
Е.А. Куликовской____________
от ________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)
проживающего(ей) по адресу:
______________________________________
______________________________________
Контактный телефон ___________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу зачислить моего ребенка ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения)
на логопедический пункт ГБДОУ детский сад № 42
«______»______20____г.
________________
(подпись)
______________________________
(расшифровка подписи)
С Положением о логопедическом пункте и Рабочей программой учителя-логопеда по
коррекции фонетического недоразвития речи у детей 5-7 лет (в рамках работы логопедического
пункта) в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад
№ 42 общеразвивающего вида Фрунзенского района СПб ознакомлен(а).
«______»______20____г.
________________
(подпись)
______________________________
(расшифровка подписи)
12